В последние недели в социальных сетях распространилась информация о том, что епископ передаёт окормление Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве епархиальным священникам, а также домыслы о том, с чем связано данное решение, и какова будет дальнейшая судьба отцов-салезианцев, окормлявших приход Кафедрального собора на протяжении последних 30 лет. В воскресенье, 2 мая, генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве свящ. Кирилл Горбунов, комментируя евангельское чтение, в котором Иисус называет Себя виноградной лозой, а верующих в Него – ветвями, дал некоторые разъяснения по этому вопросу. Предлагаем полный текст проповеди, произнесенной на 10-часовой Мессе в Кафедральном соборе.
Дорогие братья и сёстры,
с библейскими образами так устроено, что, пока сам не увидишь, не поймёшь, о чём речь. Я видел виноградные лозы, которые растут у нас на даче, где лоза ничем не отличается от ветвей. И впервые я увидел настоящую виноградную лозу 10 лет назад в монастыре на юге Италии. Как говорят, этой лозе столько же лет, сколько и самому монастырю, то есть около 1000 лет. И там, где делают вино, — во Франции, в Италии – есть лозы, которым по 150-200 лет. Но говорят, что есть и такие лозы, как эта, которым около 1000 лет. Она и выглядела на 1000 лет. Это большое дерево, из которого растёт весь виноградник, занимающий весь монастырский двор. Который питает о содержит этот монастырь уже на протяжении 1000 лет. Я помню, что был совершенно ошеломлен, потому что, когда видишь, какое богатство, какая красота, какое изобилие происходит из этой древней лозы, по-другому начинаешь воспринимать этот образ, посредством которого Христос говорит о Себе и Своих отношениях с нами.
Очень часто мы воспринимаем свою духовную жизнь, как какое-то маленькое деревце, маленький кустик, который каждый из нас посадил и поливает по мере возможностей. И этот маленький кустик всё время угрожает зачахнуть, засохнуть, а мы боимся и дрожим над ним. Но это совершенно неправильный образ, потому что нет никакой «моей» духовной жизни. Если есть какая-то жизнь духа внутри меня, то это жизнь Христа внутри меня. Это Он живёт во мне, если я, как ветка, пребываю на этой лозе. Мы неотделимы от Него и одновременно, как ветки на лозе, мы неотделимы друг от друга. Если я начинаю сознавать, что во мне течет та же жизнь духа, что и в человеке, который сидит рядом со мной, между нами возникает такое единство, которого не дадут никакие общие мнения или разделяемые нами убеждения. Из этого возникает вечное духовное родство, которое больше и глубже, чем любое кровное родство.
На самом деле, точно так же устроена и жизнь поместной Церкви, той епархии, в которой мы живём. Здесь тоже иногда возникает ощущение, будто пришли добрые люди и посадили много кустиков в разных местах той части страны, которую занимает наша епархия. Каждый посадил и поливает, выращивает, кто как умеет. И это тоже неправильное представление, потому что поместная Церковь устроена, как лоза. И где центр этой лозы, где корень, из которого она растёт? Он здесь, в этом кафедральном соборе, и символически эту лозу изображает кафедра епископа, которая является центром нашей Церкви даже когда здесь нет самого епископа.
Удивительные слова говорит о епископе II Ватиканский собор. Он говорит, что епископ – это первосвященник, из которого происходит и от которого зависит жизнь всех верующих людей в его Церкви. Это бывает очень трудно понять, особенно, в такой огромной Церкви, как наша, в одной из самых больших епархий в мире, когда в некоторых приходах люди видя епископа раз в несколько лет и не знают, что II Ватиканский собор говорит о нём. Они думают: «Приехал большой начальник из Москвы», воспринимают епископа как директора, руководителя, более или менее эффективного, и не задумываются о том, что Церковь говорит, что именно из него происходит и от него зависит жизнь каждого верующего в его Церкви. Мурманск на севере, Березники на востоке, Калининград на западе, Курск на юге — в такой огромной епархии ветви этой лозы напряжены, кажется, до предела, и почувствовать, пережить это бывает очень трудно. И огромную роль в этом внутреннем единстве поместной Церкви играет кафедральный собор.
Кафедральный собор на многих языках называется просто «дом»: domus, duomo. Это дом. И чей это дом? Прежде всего, епископа. И одновременно это дом всей епархии. В каком-то смысле каждый прихожанин нашей епархии и даже всей России, потому что это митрополичий собор, здесь больше дома, чем в своём собственном приходе. Именно поэтому очень часто в древних кафедральных соборах нет своего прихода. Нет прихода в Соборе Парижской Богоматери, нет прихода в Кельнском соборе. Потому что с древних времен было понимание того, что это очень большой риск – когда в кафедральном соборе появляется группа людей, которые говорят: «Это наша церковь, это наш приход. Что вы сюда пришли? Мы здесь живём». И если приход есть (а во многих кафедральных соборах, как и в нашем, он есть), перед ним стоит огромная задача – быть этим домом не только для себя, но и для всей епархии. И если приход в кафедральном соборе существует, то по очень древней традиции он поручается именно епархиальным священникам. И не просто епархиальным, а именно инкардинированным священникам – тем священникам, для которых эта епархия и эта страна родные, которые живут здесь и собираются прожить всю жизнь.
И мы знаем, что 30 лет назад (а в этом году исполняется ровно 30 лет с того времени, когда были восстановлены структуры нашей Церкви и был воссоздан этот приход) здесь не было епархиальных священников, не было ни одного инкардинированного священника в нашей епархии, потому что не было ничего. И тогда этот приход, воссозданный заново, был доверен епископом, тогда – владыкой Тадеушем Кондрусевичем, в самые заботливые, самые любящие руки, которые только можно себе представить – в руки сыновей и дочерей святого Иоанна Боско, которые носили этот приход на своих руках, держали на своём сердце, заботились о нём и продолжают заботиться и вырастили с невероятной любовью и многими скорбями уже несколько поколений верующих людей.
Сейчас, как многие из вас уже слышали, в год 30-летия возрождения структур Католической Церкви в России и воссоздания этого прихода, наш епископ принял решение передать заботы об этом приходе епархиальным священникам. Не потому что епископ недоволен салезианцами и салезианками, потому что это неправда. Потому что ничего кроме невероятной благодарности и признательности они не заслуживают – и те, кто служит нам здесь сейчас, и те удивительные люди, которые были в этом приходе. Не потому что епископ хочет прогнать их из этого храма. Потому что это неправда. Он просит их остаться и помогать епархиальным священникам, которые будут руководить этим приходом. И, сколько бы ни существовал этот приход, хочется надеяться, что в нём всегда останутся эти прекрасные черты неповторимой салезианской харизмы. Но одновременно этот приход должен обрести своё епархиальное лицо, по-настоящему стать домом епископа и домом для всей епархии, сохранив всё то самое лучшее, что есть в этом приходе, ещё больше стать самим собой – тем, чем в Церкви призван быть кафедральный собор и приход кафедрального собора.
Многие из вас делились со мной своей тревогой, своим беспокойством по этому поводу. И я должен сказать, что я точно так же встревожен и обеспокоен, потому что никто из нас не знает, как это будет. И у меня нет иллюзий, что слова этой проповеди способны рассеять эту тревогу и эти сомнения. Потому что утешают, рассеивают тревогу и вселяют надежду не слова, а дух. Дух, который нас объединяет, несмотря на разные мнения, разные взгляды на то, как должна быть устроена жизнь. Дух, который проводит эту лозу через смену времен года и приносит плод через эту лозу.
Виноград – это удивительное растение, в котором само по себе дерево не имеет никакого значения, его ни для чего не используют. Единственное, что важно, — это те плоды, которые оно приносит. Плоды Духа: радость, мир, утешение, доверие к Богу. Поэтому, приближаясь у Пятидесятнице, приближаясь к схождению Святого Духа, попросим о том, чтобы Бог послал нам это утешение и это бесконечное доверие к Его заботе. Аминь.