Самая идея венка из ветвей вечнозеленых деревьев пришла из языческой Германии. Привычный же нам венок Адвента с четырьмя свечами получил свое распространение относительно недавно, на рубеже XIX века. Обычно он делается из еловых веток, которые скрепляются проволокой в круг. На венке устанавливаются четыре красные свечи, каждое воскресенье зажигают по одной из них. В итоге, в последнее, четвертое воскресенье Адвента над еловым венком будут радостно гореть все свечи, возвещая скорое наступление праздника.
Родоначальником этого обычая считается гамбургский лютеранский теолог Иоганн Генрих Вихерн, основатель приюта для социально неблагополучных подростков. В Адвент дети постоянно спрашивали его, когда же наступит Рождество. И в 1839 г. Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный девятнадцатью малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча. Позже, когда Вихерн работал уже в Берлине, венок стали украшать еловыми ветками и зажигали одну красную свечу каждую неделю. Причем в некоторых католических странах одну свечу стали делать розового цвета, она зажигается в третье воскресенье Адвента.
Разнообразно и толкование символики венка. Прибавление света в венке – это возрастающее ожидание рождения Христа, «света миру». Круглая форма напоминает нам о вечной жизни, зеленый цвет символизирует надежду и упование, а свечи – свет Рождества. Есть и более изощренные толкования. 1-я свеча называется Свечей Пророчеств и напоминает нам о пророках Ветхого Завета, говоривших о приходе Миссии. 2-я свеча называется Вифлеемской и напоминает нам о том, что сказанное через пророков сбылось в городе Давида, Вифлееме. 3-я свеча – Свеча Пастухов, напоминает нам о тех, кто принял Спасителя через веру в Его Слово. 4-я свеча – Ангельская, ее задача напомнить о скором Втором Пришествии.
Анна Гольдина