Кармель — гора пророка Илии и Богородицы

Кармель — горный массив на северо-западе Израиля, стал колыбелью монашеского Ордена братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, более известных как кармелиты. Место, которое Священное Писание и традиция связывают с пророком Илией, стало одним из мест почитания Богородицы. Чтобы понять, почему так произошло, нам надо отправиться в Хайфу, город, расположенный на склоне библейской горы и к берегу Средиземного моря.

В библейские времена скалистые вершины Кармеля были свидетелями культа хананейского бога Ваала. На горных вершинах стояли многочисленные алтари, посвященные этому божеству. По сей день арабы называют Кармель Djebel Mar Elyas – т.е. гора Илии, в честь пророка, посрамившего язычников. Он построил на вершине алтарь Бога Авраама, Исаака и Иакова. Рядом, у жертвенника Ваала, собрались его многочисленные жрецы. Несмотря на длительные камлания, языческий бог так и не подал признаков существования. В свою очередь, даже на обильно политый водой алтарь, сооруженный Илией, по его молитве, сошел огонь и сжег принесенную жертву.

Впрочем, давайте спустимся с вершин и отправимся в Вади Сиах, т.н. Долину мучеников. Здесь в одной из пещер, согласно легенде, жил пророк Елисей, в ней он встретился с женщиной, просившей о воскресении сына. Что и было сделано. Именно в этой пещере в первой половине V века появился небольшой монастырь, называемый в исторических документах монастырем Елисея.

Пещера имеет прямоугольный вид. Примерно по центру пещеры расположен выбитый в скале столб. В северной и восточной стенах можно увидеть углубления, напоминающие своим видом ясли. В стенах пещеры находятся три известняковых обруча, подобные тем, к которым привязывали животных. Соединяя воедино факты: наличие значительного количества византийской керамики, а так же соседство отшельнических пещер, исследователи идентифицируют это место как часовню, в которой собирались на молитву монахи. Однако самой большой загадкой оказалось убранство часовни, напоминающей своим видом хлев. Историки предполагали, что это мусульмане стали использовать ее подобным образом уже в более позднее время. Однако, археологи опровергли эту версию, сделав удивительное открытие!

Несмотря на то, что часовня имеет вид хлева, она совершенно не приспособлена для подобного использования. Находящийся по центру столб просто-напросто мешает использованию пещеры как стойла, слишком уж много пространства он занимает. Кроме этого дотошные археологи обнаружили в углублениях, напоминающих ясли, следы голубой краски, мирры и ладана, т.е. веществ, которые указывают на литургические обряды. Вряд ли бы они остались при интенсивном использовании пещеры как хлева. Что характерно, когда был открыт оригинальный настил часовни, ясли оказались на высоте 120 сантиметров. Получается, что единственные животные, которые могли бы из них есть – кони, но для них помещение слишком мало. Кольца для привязи расположены так, что звери не могут дотянуться до яслей. Да и хрупкая известь не могла бы долго выдержать привязанных к ней своенравных четвероногих. Кроме того, присутствие лошадей в этом каменистом и труднодоступном районе почти нереально. По мнению специалистов, пещера-часовня изначально была сделана в виде хлева, ее внутреннее убранство должно было напоминать тайну Боговоплощения – Рождества Христова в Вифлеемской пещере.

Дело в том, что византийские отшельники, поселились на склоне горы Кармель спустя несколько лет после Никейского собора, на котором Дева Мария была провозглашена Богородицей. Решение Собора предваряла серьезная и острая полемика с Константинопольским патриархом Несторием, утверждавшим, что Мария не могла родить Бога, Христос в тот момент был просто человеком. Таким образом, часовня, сделанная в виде хлева, была наглядной декларацией того, что монахи, поселившиеся в Вади Сиах, считали, что Христос с самого начала был Богом и исповедали Марию именно Богородицей.

Спустя столетия, когда Святая Земля оказалась под властью мусульман, а многие храмы и церкви были опустошены и разрушены, лишь смельчаки отправлялись на родину Спасителя. Пройдя через многочисленные испытания и добравшись до Обетованной земли, паломники часто уже не имели возможности вернуться обратно и оставались здесь до конца жизни. После начала крестовых походов, в начале XII века на склонах горы Кармель появились первые латинские отшельники. Спустя сто лет Иерусалимский патриарх Альберт утвердил Устав монашеской общины, написанный ее настоятелем святым Брокаром. Монахи получили название «кармелиты». В 60-х годах ХХ века археологи  обнаружил в Вади Сиах руины часовни и первой кармелитской обители. Судьба отшельников была печальна – монастырь в 1291 году был сожжен мусульманами, а братья убиты. Однако зародившийся на склонах библейской горы монашеский орден перенесся в Европу и дал Церкви многочисленных святых.

На несколько столетий иноческая жизнь на святой горе прекратилась. Лишь в 1631 году монахи-кармелиты смогли вернуться к колыбели своего Ордена. Новый монастырь, сооруженный около маяка, был вновь разрушен мусульманами. Тогда братья переселились на место, где, согласно преданию жил, скрываясь от Ахава и царицы Иезавель, пророк Илия. Здесь уже в византийский период находилась небольшая часовня, а в Средневековье располагалось аббатство святой Маргариты. Именно на этих древних руинах и была построена новая обитель. Впрочем, монастырь не просуществовал долго. В 1799 году кармелиты приютили у себя раненных наполеоновских солдат. После отступления легендарного императора турки, убив воинов и монахов, разграбили церковь и монастырь. Вернувшиеся через некоторое время французы с почестями похоронили убитых, и воздвигли над братской могилой монумент в виде пирамиды, на вершину которой был водружен литой крест, отлитый моряками с корабля «Шато-Рено». Строительство новой церкви, названной Stella Maris – «Звезда моря» (названной так не только в честь Богоматери, но близлежащего маяка) началось лишь спустя 30 – лет и завершилось в 1836 году. Средство на его постройку собирали по всей Европе.

Церковь и монастырь расположены на высоте 150 метров над уровнем моря. Здание представляет собой большой четырехугольник, в центре которого располагается храм, увенчанный небольшим куполом. Напротив входа в церковь находится главный алтарь, над которым стоит скульптура Богоматери Кармелитанской. Голова фигуры была сделана из фарфора в 1820 году генуэзским скульптором Каравенто. Примерно через сто лет скульптор Реди вырезал из ливанского кедра тело. В одной руке Мария держит своего Сына, а в другой – скапулярий, один из типичных элементов кармелитской духовности. Составленную из двух частей фигуру Приснодевы отправили на Святую Землю. Перед этим скульптуру освятил Папа Римский.

Ежегодно, во второе или третье пасхальное воскресенье статую торжественно переносят в латинский католический  приход в центре Хайфы. После богослужения скульптуру возвращают в храм на горе. Хайфская процессия, возглавляемая Латинским патриархом Иерусалима, является одним из крупнейших событий для христиан Святой Земли, уступая по значимости и масштабности лишь процессии на Вербное воскресение в Иерусалиме. В ней принимают участие не только тысячи христиан, но даже и мусульмане.

Впрочем, вернемся в храм Stella Maris. Под главным алтарем находится пещера, в которой как считается, жил пророк Илия. Алтарь, на котором стоит фигура пылкого борца с язычниками, всегда украшен живыми цветами, а рядом с ним всегда горят свечи и можно встретить молящихся.

Боковые алтари храма посвящены основным святым Ордена. «Малая базилика», а такой титул был присвоен церкви Римским Папой, расписана  в 20-х годах прошлого века братом Луиджи Понто, иноком этого монастыря.

Со смотровой площадки, находящейся рядом с храмом, город виден как на ладони. Портовые краны разгружают суда. Мчатся поезда. Проезжающие мимо машины, украшенные бело-голубыми флажками, лишь слегка притормаживают на повороте у церкви. Город спешит, город трудится. А на него с  высокой колонны, смотрит фигура Непорочной Девы, дар чилийских паломников, установленный рядом с бывшим маяком.

Михаил Фатеев

Источник: Журнал «Дом Непорочного Сердца»