Католическая Церковь и другие христиане

Почему может существовать только одна Церковь?

Как существует только один Христос, так есть только одно Тело Христово, одна Невеста Христа и, соответственно, только одна Церковь Иисуса Христа. Он – Глава, Церковь – Тело. Вместе они образуют «всецелого Христа» (св. Августин). И как тело имеет много членов, но при этом оно одно, так и одна Церковь состоит из многих поместных церквей (епархий, диоцезов). Вместе они образуют всецелого Христа.

Иисус построил Свою Церковь на фундаменте Апостолов. Этот фундамент остается несущим и по сей день. Вера апостолов передаётся в Церкви дальше от поколения к поколению, под руководством Преемника св. Петра «который первенствует в любви» (Игнатий Антиохийский). И таинства, которые Иисус доверил коллегии Апостолов, никогда не утрачивают своей первоначальной силы.

* * *

«Следует, чтобы к этой (Римской) Церкви, вследствие её преимущественного первенства, обращалась каждая Церковь, т.е. верные, которые находятся повсюду, так как в ней всегда сохранялось предание, идущее от апостолов». (СВ. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ)

* * *

См. также ККЦ 811–816, 866, 870

Почему Церковь называется Вселенской — католической?

«Католическая», кафолическая (от греческого καθολόν) означает «всеобъемлющая» (всецелая, вселенская). Церковь является Вселенской, потому что Христос призвал её исповедовать всю полноту веры, хранить и преподавать все таинства и возвещать Радостную Весть всем; и Он послал её ко всем народам.

* * *

«И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф 1, 22–23).

* * *

См. также ККЦ 830-831, 849-856

Кто принадлежит к Католической Церкви?

В полном общении с Католической Церковью принадлежат те, кто, находясь в единстве с ПАПОЙ и ЕПИСКОПАМИ, через исповедание католической веры и принятие таинств, соединён со Христом.

Бог возжелал одной Церкви для всех. К сожалению, мы, христиане, не сохранили верность этому желанию Христа. И всё же через веру и общее Крещение мы по-прежнему глубоко связаны друг с другом.

* * *

ПАПА (от греч. pappas – отец, папа) – преемник апостола Петра, Епископ Рима. Поскольку уже Пётр был первым среди апостолов, так же и Папа председательствует в коллегии епископов. Как представитель Христа он является верховным пастырем, священником и учителем Церкви.

* * *

ЕПИСКОП (от греч. episkopein – надзирать, надсматривать) – преемник апостолов; пастырь епархии (диоцеза); как член коллегии епископов под управлением Папы разделяет заботу обо всей Церкви.

* * *

См. также ККЦ 836–838

Являются ли христиане, не принадлежащие к Католической Церкви, нашими братьями и сёстрами?

Все принявшие Крещение принадлежат к Церкви Иисуса Христа. Потому и все крещёные, не находящиеся в полноте общения с Католической Церковью, по праву называются христианами и потому являются нашими братьями и сёстрами.

Отделения от единой Церкви Христовой произошли в результате искажений учения Христа, человеческих ошибок и недостаточной готовности к примирению – часто у представителей обеих сторон. Сегодняшние христиане не несут вины за исторические разделения Церкви. Святой Дух и в отделённых от Католической Церкви ЦЕРКВЯХ И ЦЕРКОВНЫХ ОБЩИНАХ действует во спасение людей. Все имеющиеся там дары, такие как, например,Священное Писание, таинства, вера, надежда, любовь и другие харизмы, исходят от Христа. Где живёт Дух Христов, там есть внутренняя динамика в направлении к «воссоединению», ибо то, что предназначено составлять одно целое, хочет вновь срастись.

* * *

ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫЕ ОБЩИНЫ.

Многие христианские общины в мире называют себя церквями. Но в католическом понимании Церковь – только та, в которой в полноте сохранились таинства и апостольское преемство. Таковыми, помимо Католической Церкви, являются также Православные и Древневосточные Церкви. Церковные Общины, которые образовались в результате Реформации, не имеют полноты таинств.

* * *

См. также ККЦ 817–819

Что мы должны делать для единства христиан?

Мы должны словом и делом следовать за Христом, чья воля выражена в словах: «да будут все едино» (Ин 17, 21).

Не важно, молоды христиане или стары – единство христиан важно для всех. Единство было одним из важнейших желаний Иисуса. Он молил Отца: «Да будут все едино (…) да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 21). Расколы – как раны на Теле Христа, они причиняют боль и гноятся. Расколы ведут к враждебности и ослабляют веру, а также доверие к христианам. Чтобы покончить с соблазном разделения, необходимо изменение образа мысли всех участвующих сторон, но ещё и осознание своих убеждений в вопросах веры и ведение дискуссий с другими, а более всего необходимы совместные молитвы и совместное служение христиан на благо всех людей. Ответственным представителям Церкви нельзя прерывать богословский диалог.

* * *

«Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: …Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 1,21).

* * *

ЭКУМЕНИЗМ (от греч. oikumene – обитаемый мир) – усилия, направленные на объединение разделённых христиан.

* * *

См. также ККЦ 820–822

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)