…Времен и сроков я не ведаю,
В Его руке – Его создание,
И победить Его победою
Хочу последнее страдание.
И отдаю я душу смелую
Мое страданье сотворившему.
Господь сказал: «Одежду белую
Я посылаю победившему!»
(Зинаида Гиппиус, «Белые одежды»)
«Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». (Откр 3, 5) Святой Климент Римский, которого Церковь почитает как мученика, пострадал за Христа в то же самое время, в которое было написано «Откровение Святого Иоанна».
Версия для скептиков
О происхождении, жизни и деятельности св. Климента сохранилось очень мало достоверных сведений. До нас дошло подлинное послание этого Папы, а легенды о нём и его культ распространились по всей Европе, достигнув даже далекой от Рима Руси.
Скорее всего, Климент родился в Риме. Некоторые историки предполагают, что по происхождению он был евреем. Тертуллиан сообщает, что он был поставлен во епископы самим апостолом Петром: «Так… Церковь Римская объявляет своим епископом Климента, поставленного Петром». Климент был современником Петру и Павлу, это о нём Павел упоминает в Послании к Филиппийцам (по крайней мере, так предполагают Ориген, Евсевий и Иероним).
«Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». (Фил.4:3,4)
Св. Ириней пишет, что Климент знал апостолов Петра и Павла: «…на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и предания их перед глазами своими…». На этом основании Климент стоит в ряду Мужей Апостольских. Но (раз уж вы решили быть скептиками) в настоящее время это отождествление четвёртого Папы с сотрудником апостола Павла некоторыми исследователями подвергается сомнению.
Наиболее ранние свидетельства не говорят о св. Клименте как о мученике, но начиная с конца IV в. появляются сообщения о его мученической кончине. Об этом говорит Руфин, а также Папа Зосим в послании 417 г.: «…в тот день, когда разбиралось дело, мы находились в базилике св. Климента, освящённой во имя ученика св. апостола Петра, который… претерпел также и мучение». В VI в. получают широкое распространение сказания о его мученической смерти в Крыму.
По свидетельству историка Евсевия, папа Климент I, сделавшийся епископом в 12-й год царствования Домициана (т. е. в 92 г.), после девятилетнего периода «проповедания Слова Божия» скончался в третий год царствования Траяна, т. е. в 101. Вероятнее всего, что он умер естественной смертью. (По крайней мере, Ириней, перечисляя преемников Климента по кафедре и указывая на мученичество некоторых из них, решительно умалчивает о мученичестве самого Климента Римского). Согласно принятой в настоящее время хронологии, кончина его приходится на правление императора Нервы (96–98 гг).
Память св. Папы по римскому календарю отмечается 23 ноября, а в Русской Церкви – 25 ноября (8 декабря по новому стилю).
Версия для романтиков
Некоторые писатели считают, что святой Климент принадлежал к императорскому дому Флавиев, так как существовал Тит Флавий Климент, римский консул и кузен императора. Этот Климент пострадал в царствование своего августейшего брата Домициана по обвинению в атеизме, то есть, возможно, его уличили в исповедании Христа. (Источником этой версии являются «Климентины» – сборник сочинений, авторство которых иногда приписывают Папе Клименту). Герой «Климентин», Климент – спутник апостола Петра в его путешествиях. Описывая увлекательные приключения, Климент рассказывает о том, как он находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Вся история семейства Климента – это яркий пример, убеждающий в полной тщете всех основ язычества по сравнению с христианской верой в единого Бога. Сам Климент – это символ благородной, жаждущей истины души язычника. Апостол Петр в этом произведении (которое является образцом античного романа) является горячим сторонником христиан иудействующих, то есть тех, кто считал необходимым, чтобы христиане исполняли иудейские законы. Это не должно нас удивлять, ведь первые христиане были одной из многочисленных иудейских сект – вспомните, апостолы (они все были иудеями) проповедовали в синагогах. То есть верующие иудеи были первыми, к кому была направлена проповедь Евангелия. С Петром контрастирует фигура Симона Волхва – воплощение гностика.
Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. (Деян 8, 9–13)
СПРАВКА
Гностиками (от греч. gnоsis — знание) принято называть представителей религиозных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточно-эллинистической теософией, оккультизмом и мифологией. Расцвет гностицизма приходится на 2–3 вв., но влияние его было более продолжительным. Одна гностич. секта существует и в наше время (мандеи, от арам. слова манда – гнозис, знание). Одним из первых гностиков считался самарянин Симон Гиттонский (Деян 8, 9–13). Как показала переводчица и исследовательница текстов Наг-Хаммади Трофимова, гностицизм первых веков христианства был специфической формой мировоззрения, которую нельзя отрывать от исторического контекста. В этой форме гностицизм был, несомненно, особой интерпретацией христианства в духе крайнего спиритуализма. Гностицизм делят на восточный, который более зависел от иудейства, маздеизма, вавилонской мифологии, и западный, корни которого – в учении Платона и неопифагорейцев. Для гностиков христианство – высшая абсолютная религия, но в их собственном истолковании. От Христа, учили гностики, люди узнали, что они могут открыть свою единоприродность с Богом. Творец, о Котором говорится в ВЗ, не мог дать истинного знания в силу Своей якобы ограниченной природы. (см. Словарь по библиологии А. Меня)
Гностицизм не был сам по себе религией, а был просто стилем принятия Бога и человеческого состояния. Он чем-то схож с современным движением «Нью Эйдж». Если бы гностицизм был ясной формой религии, то Церкви было бы легче иметь с ним дело, но это было просто восприятие некоторыми христианами самого христианства… (о. Майкл Скрин. История Церкви I тысячеления)
Если «Климентины» не являются подлинным творением Папы Климента I, то по поводу его «Первого послания к Коринфянам» никаких сомнений не возникает. Послание написано в связи со смутой, волновавшей общину этого города, которая раскололась на различные партии. Папа Климент призывал коринфян к примирению. Послание это имеет очень важное значение с вероучительной, литургической и исторической точек зрения. Текст послания желающие могут найти в Интернете, или в I томе «Истории Римских Пап» В. Задворного. А здесь, в рамках статьи «для романтиков», хотелось бы привести текст XXV главы, интересной с поэтической стороны:
«Рассмотрим, возлюбленные, как Господь постоянно показывает нам будущее воскресение, коего начатком соделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его от мёртвых. (…) Взглянем на необычайное знамение, бывающее в восточных странах, то есть около Аравии. Есть там птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живёт по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она из ливана, смирны и других ароматов делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется; потом, пришедши в крепость, берёт то гнездо, в котором лежат кости его предка, и с этою ношею совершает путь из Аравии в Египет, в город, называемый Илиополь, и прилетая днём, в виду всех кладёт это на жертвенник солнца, и таким образом назад удаляется. Жрецы рассматривают летописи, и находят, что эта птица являлась по исполнении пятисот лет. Итак, почтём ли мы великим и удивительным, если Творец всего воскресит тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему, когда Он и посредством птицы открывает нам Своё великое обещания Своего?»
В Главе LV Климент, увещевая коринфян примириться, приводит примеры жертвенности. Среди них интересны слова о героических женщинах Библии:
«Многие женщины, укрплённые благодатиею Божиею, совершили много дел мужественных. Блаженная Иудифь, во время осады города, испросила позволения у старейшин пойти в стан иноплеменников. И пошла она, подвергая себя опасности из любви к своему отечеству и народу осаждённому, и Господь предал Олоферна в руки женщины. Не меньшей опасности подвергла себя совершенная по вере Есфирь, дабы избавить от предстоявшей погибели двенадцать колен Израилевых. В посте и смирении она умоляла всевидящего Господа, Бога веков, Который, видя смирение души её, избавил народ, для блага которого она подвергла себя опасности.»
Подобно апостолу Павлу, Климент воспевает в своём послании любовь. В его «гимне любви» (главы XLIX–L) мы встречаем: «несказанна высота, на которую возводит любовь».
Церковь почитает святого Климента как мученика, то есть как того, кто горячо любил Бога и «засвидетельствовал» о Христе своей жизнью. Легенда рассказывает о ссылке Папы на каторжные работы в Херсонес Таврический (нынешний Севастополь) и о жестокой его казни – на шею Клименту привязали якорь и бросили его в Чёрное море. Вероятно, сказание о мученичестве Климента Римского имеет свои корни в «Мученических актах св. Климента» (памятника, появившегося не ранее IV в. и наполненного легендарными сказаниями). Мощи его в IX в. были принесены в Рим просветителями славян свв. Кириллом и Мефодием и положены в храме св. Климента.
СПРАВКА
Якорь в символическом восприятии христианина двадцать первого века (как и для первых христиан, для которых эта символика была ещё более прозрачной) – это знак надежды и упования. Христианам-романтикам Древней Церкви дозволялось использовать ограниченное количество символов: Климент Александрийский кроме якоря разрешал изображения рыбы, корабля, лиры и голубя. В сочетании с именем святого Климента якорь – знак его мученичества.
Во времена Климента Римского гонения на христиан ещё не были целенаправленной политикой империи. Они носили локальный характер и отличались по степени жестокости. Некоторые исторические источники прекрасно иллюстрируют почитание умершего христианина как святого. К таковым причислялись все пострадавшие за Христа, они без расследования их жизни вносились в списки святых уже в силу их подвига – очищения мученической кровью. Порою Церковь, уже заведомо зная о предстоящем допросе арестованного христианина, направляла к нему на суд как к святому наблюдателя, обязанного записать подвиг свидетельства допрашиваемого. При некоторых епископских кафедрах для этого назначались даже особые лица. Папа Климент назначил на это служение семь диаконов, поручив каждому определённый район города Рима. Эти записи назывались passio (страдание), позднее они были соединены с минологами, и чтения их размещены по дням римского календаря.
Время правления Домициана (81-96 гг.), в которое, возможно, претерпел мученичество Климент Римский, – это «вспышка» жестокости, подобной Нероновой, а в числе жертв Нерона были апостолы Петр и Павел.
По ревности и зависти величайшие и праведные столпы Церкви подверглись гонению и смерти. Представим пред глазами нашими блаженных апостолов. Пётр от беззаконной зависти понёс не одно, не два, но многие страдания, и таким образом претерпевши мученичество, отошёл в подобающее место славы. Павел, по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз, был изгоняем, побиваем камнями. Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрёл благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада, и мученически засвидетельствовал истину перед правителями. Так он переселился из мира, и перешёл в место святое, сделавшись величайшим образцом терпения. (I Послание к Коринфянам святого Климента)
Почитание святого папы Климента в России
О, постоянный заступник страны Русской, венец преукрашенный славному и честному граду нашему великой митрополии, матери градов. Тобою русские князья гордятся, святители ликуют, иереи веселятся, монахи радуются, люди благодушествуют. («Слово на обновление Десятинной церкви»)
Предыстория: Немногие Римские Папы почитаются Русской Православной Церковью так, как святой Климент. Причина этого – земли, окормляемые РПЦ, где христианство, бесспорно, появилось уже в первые века своей истории: Крым, часть Кавказа, другие области Северного Причерноморья. Почитание Папы Климента в России связано с местом его мученической кончины, то есть с Крымом. Особое распространение культа этого Папы произошло в связи с деятельностью Кирилла и Мефодия. В 861 г. будущие просветители славян, возвращавшиеся из миссии к хазарам, остановились в Херсонесе, и тогда Кирилл открыл мощи святого Папы. В конце 867 г. – начале 868 г. часть мощей была перенесена свв. братьями в Рим в дар Папе Адриану II и торжественно положена в церкви св. Климента. А с конца 60-х годов IX в. начался бурный рост популярности культа Папы Климента как в Западной, так и в Восточной Церквах, что получило выражение в создании новых произведений литературы и искусства, в устройстве торжественных празднований и распространении новых легенд.
СПРАВКА
Собор Святого Климента упоминается уже с IV века и является одним из самых замечательных соборов в Риме. Собор оказался почти погребенным под развалинами и пеплом разрушительного пожара после набега норманнов в 1084 году и был восстановлен в XII веке Паскуалем II. Над старым зданием было построено новое, унаследовавшее простоту форм и все остальные элементы античного.
Культ св. Климента Римского был наряду со славянской литургией и письменностью составной частью кирилло-мефодиевской традиции, важнейшей чертой которой было неприятие курса на разделение Церквей и провозглашение идеи единой Вселенской Церкви. Можно сказать, что в IX–X вв. Папа Климент был символом единства Римской и Константинопольской Церквей и знаменем миссионеров, проповедовавших христианство на окраинах греко-романского мира: в Моравии, Паннонии, Болгарии.
История: Начальный период христианизации Руси был также связан с именем св. Климента. Князь Владимир, завоевав Херсонес, принял крещение и отпраздновал свадьбу с византийской принцессой Анной. Вернувшись в Киев, он заложил церковь во имя Богородицы, которая в дальнейшем получила название Десятинная из-за выделенной ей десятины из владений князя, и поручил её Анастасу Корсунянину (то есть епископу, которого он привёз с собой из Херсонеса – Корсуня). В особой раке в одном из приделов храма были положены также привезённые из Херсонеса глава Климента Римского и тело ученика его Фива. (Никоновская летопись и Степенная книга сообщают: «придоша послы из Рима и мощи святых принесоша». То есть в год крещения князя Владимира и его дружины Папа Римский Иоанн XV подарил русской Церкви часть мощей святого Климента). По мысли князя Владимира, положение этих мощей в Киеве должно было подчеркнуть святость его города, охраняемого молитвами ученика апостола Петра. В 1015 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский назвал даже эту церковь «храмом мученика во Христе и Папы Климента». Согласно одному французскому преданию, Ярослав Мудрый в 1048 г. с гордостью показывал мощи свв. Климента и Фива приехавшим свататься к его дочери Анне послам французского короля Генриха I. В киевском Софийском соборе, воздвигнутом тем же Ярославом Мудрым, имеется мозаика, изображающая святого Папу, которая расположена в алтаре в святительском чине. В XII в. почитание св. Климента на Руси продолжалось, что нашло своё выражение в строительстве храмов в его честь: так, каменный храм в его имя был заложен в Ладоге в 1153 г. новгородским епископом св. Нифонтом.
СПРАВКА
В 1153 г. «иде… архепископ Нифонт в Ладогу и заложи церковь камяну святого Климента» [НПЛ, 6661]. Церковь эта разрушилась, по-видимому, в начале XVII в. В Переписной книге 1646 г. она числится «в земляном городе», но была уже деревянной. В конце XIX в. при земляных работах обнажились фундаменты и нижние части стен древнего храма. (П.А. Раппопорт «Русская архитектура X-XIII вв.»)
В одном из древнерусских произведений о Клименте, «Слове на обновление Десятинной церкви» неизвестный автор стремился прославить христианское русское государство, имеющее своего небесного покровителя св. Климента Римского: «Так и его, церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привёл Христос Бог наш преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих. О человеколюбие, о благости неисчётная пучина! Не к истинным присным рабам Своим привёл угодника Своего, но к врагам и отступникам, о которых сказано: «Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам». Но да сбудется сказанное: «Благодатью вы спасены, где умножатся грехи, там преизобилует благодать». Где же стояли жертвенники бесам, там святые церкви славят Отца и Сына и Святого Духа. А совершилось и утвердилось ето пришествием святого Климента.»
В последующем культ св. Папы как покровителя Руси был вытеснен введённым князем Андреем Боголюбским культом апостола Андрея Первозванного.
В VIII в. после присоединения Крыма к России пробудился интерес к христианским древностям, вследствие чего оживился и культ св. Климента. В 1852 г. В Инкермане, недалеко от Херсонеса, в пещерах существовавшего ранее, но заброшенного монастыря, был снова открыт небольшой монастырь, называемый Инкерманской киновией св. Климента. Во имя святого Папы был освящен пещерный храм, строительство которого датируется VIII-IX вв. Руины монастыря сохранились до наших дней, существует также и фонтан св. Климента, расположенный около дороги, ведущей в развалины находящейся поблизости крепости Каламита.
В Москве два храма носят имя Климента: на ул. Пятницкой, построенный в стиле барокко в 1762–1770 гг. на месте разобранного одноименного храма VII в. (Фото Грибоносовой-Гребневой), и на Варварке, построенный в 1741 г. также на месте прежнего храма XVII в. Хотя этот второй храм освящён во имя Рождества Иоанна Предтечи, он назывался «Церковью Папы Климента у Варварских ворот» по посвящённому ему приделу. Ныне существующий северный придел, посвященный святому Папе вместе со святым Петром Александрийским, построен в 1822 г.
«Пионер» на юге России
11 февраля 2002 года Папа Иоанн Павел II преобразовал 4 Апостольские Администратуры на территории России в 4 Епархии. Так как эти структуры находились на территориях епархий РПЦ, но имели своей задачей окормление проживающих там католиков, то каждой католической епархии в России было даровано имя святого покровителя. Католики на юге европейской части России стали верными Епархии Святого Климента в Саратове. Это имеет свои корни в истории. Ретроспективно можно заметить два этапа «исторической преемственности»:
1. 3 июля 1848 года Папа Пий IV издал буллу о создании в Российской Империи новой римско-католической Епархии с центром в Херсоне (для жителей центральных и южных губерний). Покровителем епархии был выбран святой Климент Римский.
2. Однако впервые католическая епархия в Херсонесе (Крым) была основана ещё в 1333 г., но просуществовала недолго.
Херсонская епархия в 1852 году была переименована в Тираспольскую, и епископ Фердинанд Кан перенес кафедру в этот маленький уездный городок. Но в Тирасполе было меньше 100 католиков, не было храма. Поэтому в 1856 году епископ решил избрать в качестве своего «временного» пребывания Саратов. 3 марта 1956 года саратовская церковь была преобразована в Кафедральный Собор, в котором было разрешено ежедневно совершать богослужения.
В 1873 году было начато строительство нового Кафедрального Собора. Собор был построен к 1880 году по проекту архитектора Грудистова, под руководством архитектора К. Невского и освящён во имя Святого Климента Римского 20 мая 1881 года епископом Францем Ксавьером Цоттманом. (В 1935 году Собор был закрыт и разграблен, а здание передано под кинотеатр «Пионер»).
Вкус мёда
Существует традиция в праздник святого Климента Римского освящать мёд:
«Всемогущий, вечный Боже, всё, что Ты сотворил, благословенно. Мы с благодарением принимаем Твои дары из рук Твоих. Мы славим тебя, поклоняемся Тебе, ибо велика сила и доброта Твоя. По ходатайству святого Климента благослови этот мёд и всех, кто будет его вкушать, чтобы они возрастали в вере и всегда получали от Тебя помощь и поддержку. Через Христа, Господа нашего. Аминь». (Богослужение в честь св. Климента и благословение меда)
Библейская символика связывает мёд с изобилием и благополучием. Вкус мёда (точнее, лепёшки с мёдом) имела манна, которой Бог питал в пустыне Израильский народ. «Воистину триблажен ты, святой Климент, пострадав за Троицу и других научив так поступать. …Сподоби нас всегда со всеми достойно угодившими Богу небесных благ насыщаться ненасытно. Мы же ныне единодушно, по гласу твоего учения, славу и благодарение воссылаем Даровавшему тебе разум Богознания, и молим веру соблюсти и путь жизненный свершить и от бед избавиться, и да будет ныне благословенно имя Господа, единственно благого Бога нашего, в Отце и Святом Духе славимого во все бесконечные и нескончаемые века невечернего дня, во веки веков. Аминь». («Слово на обновление Десятинной Церкви»)
Чем-то Климент из этих молитв похож на Моисея… Мёд учения и свидетельство святого Климента пусть будет манной, укрепляющей нашу веру и дающей нам силы свершать свой жизненный путь, чтобы достичь обетованных благ.
Наталья Ивашковская