Космология и вера: не противоречия, а диалог

В субботу, 24 января, в Москве прошла международная конференция «Космология и вера — ключ к межконфессиональному диалогу», организованная институтом святого Фомы совместно с Библейско-Богословским институтом святого апостола Андрея. В рамках конференции прозвучало четыре доклада, в которых спикеры затронули сферы философии и теологии, космологии и астрофизики. Модератором выступил кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ, Алексей Юдин.

Во вступительном слове директор института святого Фомы о. Томас Уидобро, SJ заметил, что тема конференции, на самом деле, близка каждому из нас: «У нас всех есть этот опыт, когда мы стоим под открытым небом, смотрим на звёзды и осознаём огромность и величие Бога». Также он поприветствовал всех участников и гостей конференции. Особым гостем стал Апостольский нунций в Российской Федерации Архиепископ Иван Юркович, который признался, что для него космология является увлечением, но, конечно, на любительском уровне, в отличие от первого докладчика…

Несомненно, самым долгожданным гостем конференции стал директор Ватиканской Обсерватории о. Хосе Фунес, SJ с докладом на тему: «Начало и конец Вселенной: вызовы богословию». Он начал своё выступление с того, что подчеркнул междисциплинарный характер данной темы: «Вопрос о начале и конце Вселенной позволяет нам поразмышлять о границе между философией и теологией». И привёл слова, которые могли бы принадлежать самому космосу: «В моём начале — моё завершение». «На самом же деле», — сказал о. Хосе, — «эти слова принадлежат Томасу Элиоту, но все мы являемся частью космоса. Потому что даже атомы, из которых состоят наши тела, когда-то произошли из космоса. Человечество всегда спрашивало себя: кто мы? откуда мы пришли? И наша точка отсчёта — это космос, который мы можем наблюдать».

Далее отец Хосе показал фотографии телескопов, которые использует для своих наблюдений Обсерватория Ватикана, и обрисовал масштабы предмета их исследований: «В космосе — 100 миллиардов галактик, то есть, примерно по 14 галактик на каждого человека. Космос постоянно расширяется, а это значит, что галактики отдаляются от нас. Исходя из этого, что мы можем сказать о будущем? Примерно через 8 миллиардов лет Солнце станет красным гигантом, который в диаметре будет равен нынешнему расстоянию от Земли до Солнца. Когда же Солнце достигнет своего максимума, его диаметр будет равен двум расстояниям между Землёй и Солнцем. О значении этого для нашей планеты я не буду сейчас говорить».

По словам отца Хосе, самый ожидаемый конец галактик выглядит как разрыв: «Через триллионы лет галактики исчезнут во тьме чёрных дыр, а через какое-то время исчезнут и сами дыры. Космос разорвётся, поэтому мы не можем говорить о едином конце Вселенной. Будет много отдельных финалов. Мысли об этом причиняют мне беспокойство. Так что это не просто научные наблюдения — это так же духовный опыт».

Помимо прочего, отец Хосе подчеркнул необходимость осознания нами ответственности за нашу планету, потому что возможно, что Земля — это единственное место во Вселенной, где есть жизнь. Он завершил свой доклад рядом вопросов, которые всё ещё являются вызовами в диалоге богословия с естественными науками:

— Каково наше место в космосе? Мы живём в космосе враждебном или дружественном к людям?

— Одни ли мы во Вселенной?

— Связана ли вера в Бога-Творца с какой-то космологической концепцией?

— Что может сказать христианская вера о будущем жизни и будущем космоса?

Органичным продолжением доклада отца Хосе стало выступление второго спикера, прот. Димитрия Кирьянова из Тобольской духовной семинарии с темой: “Вселенная до Большого взрыва: богословские и философские размышления”. Свой доклад он начал с цитаты из книги итальянского космолога Маурицио Гасперини, предложившего такое провокационное прочтение первой главы Книги Бытия: «В начале сотворил Бог поля и источники. Источники были некогерентны в вакууме, и эта темная материя не взаимодействовала и дилатон был неустойчивым в пертурбативном вакууме струн«. Он подчеркнул, что с развитием технологий в XX веке неизбежно возникали попытки найти возможные параллели между космологической картиной мира и библейским повествованием. И сегодня эти попытки не прекращаются. В качестве примера отец Димитрий привёл мнение одного из современных учёных о том, что эксперименты с запуском большого адронного коллайдера должны стать огромным шагом к пониманию первой главы Книги Бытия.

Далее отец Димитрий привёл ряд цитат Стивена Хокинга и других известных космологов современности, пытающихся доказать, что м-теория и гравитация — достаточное объяснение тому, почему существует Нечто, а не ни что. То есть, все эти концепции пытаются объяснить существование Вселенной без участия в этом Бога как некоего «сверхъестественного агента», творящего начала. Необходимым условием для этих концепций является отрицание богословской проблемы t=0, очень важной для богословия Творения. То есть, t=0 — это точка отсчета, момент, когда Бог творит бытие из ничего. Если же в рамках физической теории избежать этого временного начала, по словам того же Стивена Хокинга, не останется места для Бога. Обе эти крайности (как отстаивание величины t=0, так и отрицание её) отец Димитрий оценил как ошибочные: «Ни что в рамках самой науки не обязывает нас говорить об этом моменте, ставить какую-то научную проблему t=0 или отсюда делать какие-то философские, а тем более, богословские выводы, какие, например, делает Хокинг. Если говорить о богословской концепции творения, то она предполагает не создание Вселенной во времени, а онтологическую зависимость Вселенной от Бога. И эта зависимость вовсе не обязательно требует постулирования некоего начального момента времени t=0».

По словам отца Димитрия, понимание этого привело некоторых космологов, например, Дональда Пейджа, к осознанию того, что теория суперструн или мультивселенной как концепция не противоречит христианскому богословию Творения. Однако однозначного мнения богословов на этот счёт пока не существует.

Третьим докладчиком выступил прот. Кирилл Копейкин из Санкт-Петербургского государственного университета. Тема его выступления: “Парадокс Ферми и молчание Бога: в поисках нового дискурса астрофизики и теологии”. Начал его отец Кирилл с небольшого экскурса в историю исследования космоса и не оправдавшихся надежд на контакт с внеземными цивилизациями. Сам парадокс Ферми заключается в отсутствии видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций, хотя, если жизнь зарождается в космосе естественным путём, представители этих цивилизаций должны были бы уже расселиться по всей Вселенной. Размышляя над этим и над исключительностью земной цивилизации, отец Кирилл отметил, что наука есть «подлинный плод веры и она как ни что свидетельствует о богосыновстве как об истинных отношениях между Богом и человеком». Но как тогда понять Его молчание?

Отец Кирилл подробно рассмотрел некоторые отрывки Шестоднева, размышляя над которыми, мы можем открывать планы Бога в отношении Своего творения. Например, в отрывке Быт 1:14-18 мы видим, что, создавая светила небесные, Господь наделяет их некоей функцией управления. Земля творится Богом так, чтобы на ней было возможно самобытное существование. Отчасти это — ответ скептикам, которые утверждают отсутствие Бога, так как мы не видим Его действия в этом мире, а видим лишь законы природы. Но мы забываем, что «законы природы — это законы, установленные Творцом ДЛЯ природы», — подчеркнул отец Кирилл. Таким образом, творя этот мир максимально самобытным, а нас — наделяя свободной волей, Господь даёт человеку вступить в личностные отношения с Ним.

Четвёртый доклад — сестры Терезы Оболевич из Папского университета Иоанна Павла II в Кракове — был посвящен теме: “Галилей в русской мысли и восприятие теории эволюции в России”. В своём выступлении она проследила судьбу теории гелиоцентризма на Западе и в России, оценив ситуацию здесь как позитивную: «В России эта теория распространялась по указанию царей и преподавалась в академиях, в то время как на Западе труды Галилея были под запретом вплоть до 1835 года».

После прозвучавших докладов у гостей конференции была возможность задать вопросы и уточнить спорные моменты. В основном, они сосредоточились вокруг проблемы t=0, а так же соотношения Бога и Его Творения (где находится Бог в отношении Вселенной, если под Вселенной мы понимаем всё существующее бытие?). Прекрасную аллегорию привёл отец Кирилл Копейкин, объяснив отношение Вселенной к её Творцу как отношение романа «Война и мир» к написавшему его Льву Толстому, то есть, понимание творения как некоего психического процесса его творца. Отец Хосе Фунес предложил другую аллегорию — отношения родителя и ребёнка — подчеркнув важность Боговоплощения в этом смысле и усыновления Богом всех нас во Христе.

Закончилась конференция фуршетом с возможностью неформального общения с докладчиками, потому что, как и можно было ожидать, прозвучавшие доклады поставили перед слушателями многие вопросы, в то время как ответы современная наука продолжает искать. Полный конференц-зал института святого Фомы  показал явный интерес к проблеме и большой потенциал междисциплинарных исследований в этой области.

Текст: Анастасия Орлова

Фото: о. Янез Север, SJ