Четвёртый Дар Святого Духа: мужество

Один парень, сын известного в своем селении священника, во время оккупационного периода, из страха перед непрошеными наглыми гостями, спрятался в высеченном в скале котлообразном резервуаре, где когда-то давили виноград. Трудно сказать, он там пытался собрать и спрятать от новых «хозяев» жалкий урожай пшеницы или трусливо отсиживался, чтобы не встретиться с обидчиками лицом к лицу. Во всяком случае, в такой неловкий момент его застал загадочный странник, который ему сказал: «Господь с тобою, муж сильный!» Не знаю, что бы вы почувствовали, когда, сидя за сараем с трясущимися коленками, внезапно услышали бы обращенное к вам приветствие: «Здравствуй, настоящий мужик!»

Это история Гедеона, шестого израильского судьи, описанная в книге Судей. Парень он был всё-таки крепкий. В тот момент он не постеснялся поспорить с незнакомцем (наверное, я бы тоже поспорил, ведь лучшая защита – это нападение): если Господь с нами, то почему нам сейчас так плохо? И если Господь такой могучий, как Его описывают, спасает и творит чудеса, то почему это не действует сейчас? На что он получил достойный ответ: вот иди и с этой твоей силой и спаси свой народ, Я посылаю тебя! У Бога прекрасное чувство юмора, я часто это повторяю. Гедеону не помогли никакие отговорки и сетования на свою слабость и малость. Пошел. И ведь все в итоге получилось! Потому что Бог, как и обещал, был с ним.

Меня в детстве преследовало много страхов: темнота с ее непредсказуемостью, пугающие сны, противные пауки, насмешки сверстников над моей физической слабостью, рассеянность, неуверенность в себе – все это вызывало страх и побуждение к бегству. Но назвали меня почему-то Андреем, что значит «мужественный», «храбрый». И это не ирония. В какой-то момент я понял, что страхи надо преодолевать, а имя надо отстоять. Оно дано как призвание, и если в Библии оно открывает сущность, то я хочу обладать такой сущностью.

Один из семи даров Святого Духа – это крепость, или мужество. В Библии у этого слова много синонимов: сила, твердость, боеспособность, мощь, могущество. Это все характеристики, присущие самому Богу. И если вам покажется здесь лишним слово «боеспособность», то я поспорю. Одно из имен Бога – Бог Саваоф, Бог Воинств, говорит о том, что Он способен бороться со всякой формой зла, защищая тех, кого любит, Он способен сражаться до крови, как говорит апостол Павел, наверняка намекая на молитву Христа в Гефсиманском саду и Его смерть на кресте. Бог делится этим даром и со своими детьми. И дело здесь вовсе не в милитарном духе. А в чем? В силе любви. Потому что она крепкая, как смерть, лютая и очень ревнивая (ср. Песн 8,6). В Евангелии от Марка Христос говорит о самой важной заповеди: возлюби Господа твоего… всею крепостью твоею, — вот первая заповедь! (Мк 12, 30; Лк 10, 27). Любить Его… всею крепостью – это больше всех всесожжений и жертв (Мк 12, 33). Оказывается, крепостью любят! То есть сильно любят, мощно, борются за объект своей любви. И Бог достоин принять от нас эту крепость (ср. Откр 5, 12; 7, 12).

Мужество – это нравственная добродетель, как говорит Катехизис, постоянное совершенство разума и воли, движущее нашими поступками, управляющее нашими страстями, она обеспечивает твердость в преодолении трудностей и постоянство в следовании добру, укрепляет решение сопротивляться искушениям. Делает способным преодолевать страх, даже страх смерти, переносить испытания, располагает к самопожертвованию. Уфф! Даже голова закружилась. Высокая планка! Но на то он и дар Божий. Бог не дарит лишь бы чего. Его нельзя заработать. Его можно получить, если смотришь в нужном направлении. В каком?

Мужество очень связанно с доверием. Антонимом мужества и крепости является трусость и малодушие. Книга Откровения, когда перечисляет категории тех, кто может оказаться в огненном озере, которое названо второй смертью, на первом месте упоминает боязливых, как будто отказ серьезно, зрело любить и верить (а трусость прежде всего проявляется в этом), в первую очередь препятствует спасению. Когда ученики во время бури на озере в страхе за свою жизнь разбудили спавшего Христа и предъявили Ему свои претензии, Он им сказал: что вы так боязливы? (Мф 8, 26; Мк 4, 40), намекая на отсутствие у них веры в Него и доверия Ему. А значит и мужества. Книга Исайи, обличая Израильский народ, говорит, что крепость народа в уповании (Ис 30, 15). Если не будете верить, не сможете устоять (Ис 7, 9).

Почему Гедеон смог победить и исполнить порученную ему миссию? Потому что решил, что Богу можно доверять. Почему Давид уложил двухметрового Голиафа, которого страшилось все израильское войско. Потому что смотрел не на соперника и опасность, а на Бога, Который его укреплял и Которого он любил. Господь сила моя и песнь, кого мне бояться? Господь крепость жизни моей. Кого мне страшиться? Это не мантра. И не аутотренинг. Это опыт.

На протяжении всего Ветхого Завета Бог, совершая свое дело спасения, постоянно ищет себе людей, с которыми мог бы осуществить это свое дело. И постоянно обращает к избранникам один и тот же призыв: будь тверд и мужествен! Так было и с Моисеем, и с Иисусом Навином, Гедеоном, Давидом, Соломоном и всем народом Израиля в разные моменты его истории. Только будь тверд и очень мужествен! Как будто хотел сказать: люби и верь, потому что в любви нет страха, но настоящая любовь изгоняет страх. Так говорит стоявший под крестом любимый ученик (ср. 1 Ин 4, 18). И апостол Павел вторит ему: стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью (1 Кор 16, 13-14).

о. Андрей Буко OFMConv