«Сила возраста»: в Москве обсудили отношение к старости

В пятницу, 8 апреля, в Большом зале Библиотеки иностранной литературы в Москве прошёл круглый стол, приуроченный к выходу книги «Сила возраста: уроки старости для семей и молодежи».

В нём приняли участие известный журналист Владимир Познер, писатель Людмила Улицкая, координатор движения «Друзья общины святого Эгидия» Светлана Файн, председатель Комиссии по церковному социальному служению г. Москвы прот. Михаил Потокин и социолог Дмитрий Рогозин. Организатором встречи выступила Община св. Эгидия.

Со вступительным словом к участникам и гостям обратился модератор встречи, представитель Общины св. Эгидия в России, Алессандро Салаконе. Он обратил внимание собравшихся на парадокс наших дней: столько десятилетий делалось всё возможное, чтобы продлить человеческую жизнь, и вот, это удалось, а мы понятия не имеем, что делать с этими годами, отвоеванными медициной у смерти. «Мир смотрит на старость как на кораблекрушение», — говорит Алессандро. — «Наблюдается явная тенденция отделить стариков от мира молодых и здоровых людей». Такое отношение рождает «культура отбросов», на которую регулярно указывает Папа Франциск. «Мы здесь, чтобы размышлять об этой проблеме», — сказал Алессандро, — «отталкиваясь от недавно вышедшей книги «Сила возраста: уроки старости для семей и молодежи»». Эта книга имеет 40-летнюю историю и родилась она в Риме, где её авторы — члены Общины св. Эгидия — все эти годы занимаются работой со стариками. Однако, как подчеркнул Алессандро, проблема эта касается пожилых людей во всём мире.

Первым спикером выступил о. Михаил Потокин, который начал с главного: «Старость — это не беда и не наказание. Это высшая точка жизни человека». Он обратил внимание на чрезвычайно развитый сегодня культ молодости (например, сколько денег тратится на различные процедуры омоложения и пластическую хирургию). «Но лицо старика красивее», — говорит о. Михаил. — «В нём отражена история борьбы добра и зла». Священник напомнил об отношении к пожилым в библейские времена, а также о феномене старчества в Восточных Церквах: «Старцы всегда были наставниками, носителями сокровища мудрости и большого духовного богатства». По мнению отца Михаила, боязнь старости — это нечто искусственное и притянутое молодыми. Он говорил об этом из личного опыта, так как знаком со многими стариками, болеющими телом, но бодрыми духом: «Спросите их, и они скажут вам, что внутренне чувствуют себя на 17 лет». Предметом их опасений становится другое: пожилые люди переживают, что будут обузой для своих семей. И это проблема современности, говорит отец Михаил. Попечение о стариках было издревле вверено семье — это нормально и естественно. Семья остаётся основой для жизни и стариков и молодых.

Владимир Познер начал своё выступление с двух замечаний: во-первых, он атеист; во-вторых, несколько дней назад ему исполнилось 82 года, и он чувствует себя прекрасно. Как биолог и физиолог по образованию, он начал с того, что старение и старость — это разные понятия. Владимир Владимирович привел пример гренландского кита, который живёт 250 лет, сохраняя до последнего момента все функции организма такими же, как в три года, а потом просто умирает. То есть, существуют организмы, не подверженные старению, и это вызов для ученых: возможно, и старение человеческого организма преодолимо? После этого Владимир Владимирович обратился к Библии: «Я атеист, но воспринимаю её как исторический документ. Посмотрите, люди Ветхого Завета жили сотни лет. Разве это метафора? По-моему, нельзя такое придумать! Да, если бы речь шла о каком-то одном человеке… Но это касается всех действующих лиц Ветхого Завета. Значит, есть основание предполагать, что раньше люди жили куда дольше. Что же случилось?» Далее он подчеркнул, что достижения современной медицины уже значительно увеличили продолжительность человеческой жизни, по сравнению, скажем, со Средними веками, а значит, возможен и дальнейший прогресс в этой сфере.

Владимир Владимирович также рассказал об опыте посещения своеобразного «Города Солнца» в США. Такие поселения для пенсионеров возникают во многих местах в Штатах и предлагают высочайший уровень жизни: это целые города с аккуратными домиками с бассейнами, с собственными магазинами, барами, спортивными и танцевальными площадками, где могут жить только пожилые люди. Их молодые родственники могут их навещать, но не могут даже остаться на ночь. «То есть происходит довольно странный обратный процесс», — говорит Владимир Владимирович. — «Из жизни этих городков молодые исключаются также, как исключаются старики из жизни молодых. Они не хотят видеть молодых. Они хотят общаться с людьми своего возраста. Повторюсь, это странно, но это куда лучше домов престарелых, которые мне приходилось видеть».

Наконец, в заключение своего выступления, Владимир Познер обратился непосредственно к проблеме отношения к старости: «Я часто спрашиваю гостей моей программы,боятся ли они старости. И ещё никто не ответил, что не боится. Всех страшат физические недуги, нищета, оставленность… С таким восприятием мы имеем дело. И в современном мире ничего не делается, чтобы изменить его. Где СМИ, телевидение, кино? Ведь путь один — надо менять отношение людей! И для этого есть все необходимые инструменты».

Следующий спикер — директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин — указал на ещё одну проблему: «Самая большая беда — то, что мы смотрим на стариков как на объект заботы. Они для нас уже не являются субъектом, способным принимать решения. Мы решаем за них». В частности, он предложил посмотреть на старость как на время для обучения, преодолевая стереотип о том, что образование заканчивается к 25 годам: «30% 60-70-летних хотят учиться. Им предлагают только уроки компьютерной грамотности, вязание и какие-нибудь пляски. А я знаю, например, 80-летнюю бабушку, которая сказала мне, что мечтает изучать французский язык… Но кто будет с ней заниматься?» Обучение — это способ жизни. Ситуация же с пожилыми людьми показывает нам, насколько превратное понимание этого существует в нашем обществе.

Дмитрий также ясно обозначил свою позицию против «гетто», о которых рассказывал Владимир Владимирович Познер: «Нам нужны старики! Нужны, чтобы понимать то, что происходит с нами». Дмитрий выделил несколько важных аспектов. В частности, иное восприятие времени пожилыми людьми: «Старики иногда говорят о том, что произошло 40 лет назад, так, словно это было вчера. Действительно, чтобы изучать настоящее, нужно определить, что такое «настоящее». Старики помогают нам смотреть шире во времени, осмысляя процессы современности». Ещё один аспект — ценность семьи, которая в полноте открывается именно в старшем возрасте: «Старики собирают семью вместе: физически, нравственно, духовно…»

Людмила Улицкая поделилась с собравшимися свидетельством о том, как в 90-е годы она участвовала в инициативе храма свв. Космы и Дамиана — разносила обеды одиноким старикам. По её словам, этот опыт был интересен встречей с конкретными людьми, очень разными: «Личностные особенности превышают возрастные. Открытый и доброжелательный человек гораздо меньше нуждается в помощи благотворительных организаций, чем подозрительный и настроенный враждебно ко всему миру». Так, Людмила Евгеньевна рассказала об одной старушке, которую она навещала, у которой были соседки, желавшие позаботиться о ней, приносившие ей пищу, но она отказывалась принимать это, потому что всё время боялась, что её отравят. (Наверняка, и мы сами встречали такие примеры.) Людмила Евгеньевна указала на проблему атомизации, разрозненности, отсутствия доверия в современном обществе, которые отчасти влияют и на сложившееся положение пожилых людей. Вспоминая дворовую «социальную жизнь» своего детства и молодости, она заключает, что сегодня такую общинность можно встретить только в Церкви. И что, действительно, необходимо смотреть на жизнь христианской общины сегодня, чтобы преодолевать наше тотальное одиночество и замкнутость на самих себе. Кроме того, говоря о таких разных стариках, с которыми ей приходилось общаться, Людмила Евгеньевна поставила интересный вопрос: «А какими стариками будем мы?» Какой старик живёт во мне уже сейчас? Буду ли я открыт к людям или замкнусь и буду всего бояться, как та бабушка, отвергавшая помощь соседок?

Координатор движения «Друзья общины святого Эгидия» Светлана Файн начала выступление с проблемы нехватки культуры отношения к старости в России, а ведь отношение к пожилым людям — это показатель цивилизованности общества. Светлана призвала собравшихся размышлять о том, зачем старики нам, открыть заново ценность старости: «Старики — это не социальная группа и не объект медицинских исследований! Это наша соседка, бабушка-гардеробщица, бабушка, сидящая в будке возле эскалатора… конкретные люди! Они не перестают нуждаться во всём том, в чём нуждались в молодости». Светлана подчеркнула ужас одиночества стариков, заключающийся в том, что мы, молодые, воспринимаем его как что-то нормальное. «Необходимо разрушить эту стену отчуждения и одиночества!» — говорит Светлана, и важно, что это не просто слова — они реализуются в опыте служения пожилым людям, в конкретной деятельности «Друзей общины святого Эгидия» и Светланы лично. — «Как много даёт встреча с пожилыми людьми! Она позволяет открыть ценность бескорыстного человеческого общения. Старики, с которыми мы встречаемся, ценят каждую минуту общения, помнят каждое сказанное слово. Это так прекрасно — прийти и почувствовать себя любимым, просто потому что ты есть, ты пришёл». Радость этих людей заразительна, а опыт бескорыстности окрыляет, говорит Светлана.

Также она подчеркнула другой немаловажный аспект встречи поколений — ценность памяти, передачи живой истории от старшего к младшему. Это позволяет нам лучше понимать общество и реалии современной жизни, находить правильные ориентиры. Например, в состоянии «третьей мировой войны по частям», о которой неоднократно говорил Папа Франциск, миру необходимо живое свидетельство тех, кто ещё помнит Вторую мировую войну, помнит ужас настоящей войны. И это свидетельство могут дать только глубоко пожилые люди.

После выступлений участников круглого стола прозвучал ряд вопросов из зала, связанных с библейским обоснованием роли пожилых людей в обществе, с ролью семьи в заботе о стариках, о привлечении самих пенсионеров к волонтёрской работе, чтобы помогать им преодолевать ощущение собственной ненужности и выброшенности «за борт» жизни. Ярким стал комментарий директора благотворительного фонда «Старость в радость» Елизаветы Олескиной, которая много лет бьётся за уважение достоинства и интересов пожилых людей, сталкиваясь со стеной непонимания и равнодушия со стороны властей и СМИ. Она выразила благодарность Общине св. Эгидия за организацию этой встречи и всем собравшимся в зале — за неравнодушие к данной проблеме.

А неравнодушных оказалось немало — Большой зал Библиотеки иностранной литературы был переполнен в этот вечер. Здесь собрались не только представители и друзья Общины св. Эгидия, но также церковные служители разных конфессий, гражданские активисты, сотрудники благотворительных организаций, представители православных, католических и протестантских СМИ. А значит, есть шанс, что прозвучавшие в этом зале свидетельства и сформулированные проблемы будут услышаны обществом. На самом деле, они касаются каждого из нас, потому что старость — это то, что ждёт и меня, и вас, читающих этот текст, и тех, кто замалчивает существующие проблемы. Это делает тему старости и отношения к пожилым людям вечно актуальной.

Текст: Анастасия Орлова

Фото: ИнформБюро «Спектр»

Видеозапись встречи предоставлена Общиной св. Эгидия: