Литургия Таинства Примирения

Таинство Примирения или Таинство Прощения – одно из величайших божественных благ; источник мира и надежды, движущий фактор нравственной силы и внутреннего обновления. Если взглянуть на историю этого таинства в традиции Церкви, выявляется четкая направленность. Церковь в понимании и применении этого таинства всегда стремилась к тому, чтобы преумножать милосердие ввиду человеческой немощи и греховности. Можно сказать, что в наше время в центре таинства находится прежде всего не грех человека, а любовь принимающего Бога, речь уже идет не об искуплении, но о доверии. В XVIII веке святой Альфонсо де Лигуори, во время расцвета янсенизма [1], признавался, на склоне своих дней, что величайшее утешение его священнического служения заключалось в том, что за всю свою жизнь он ни разу не позволил кающемуся уйти из исповедальни, не отпустив ему грехи и не примирив с Богом.

Принятие кающегося

В наши дни чин Таинства Примирения предусматривает обряд принятия кающегося исповедником. Краткая формула должна вселить в исповедующегося доверие, подчеркивая достоверность прощения. Священник говорит, к примеру: «Да благословит тебя Господь: Он пришел призвать грешников, а не праведников; уповай на Него». С самого начала священник должен стремиться к добросердечию. Его речь должна быть понятной кающемуся. Одно дело говорить с монашествующим, а другое – с маленьким ребенком. Верующий должен чувствовать, что его уважают как личность.

Важно также призвание Святого Духа, ибо только Он способен даровать нам способность искренне и глубоко переживать таинство. «Да просветит нас благодать Святого Духа, дабы вы покаялись в своих прегрешениях и познали милосердие Божие»,так звучит одна из предлагаемых формул. В этой связи хорошо было бы, если бы кающийся также помнил о необходимости молиться за своего исповедника или духовного отца. В области сверхъестественного невозможно сделать ничего хорошего и стоящего, не призвав прежде имя Господа и без помощи благодати. Наши братья православные прекрасно поняли это, так как каждое их богослужение начинается с тропаря призывания Святого Духа.

В обряде предусмотрено также чтение одного из отрывков Священного Писания. Нужно признать, что в большинстве случаев оно опускается. Подчеркнем все же, что исповедание грехов – это всегда ответ на Слово Божие, предлагающее Свою любовь и обещающее милосердие.

Исповедание Божией любви и человеческого греха

Необходимо вспомнить также, что термин «исповедь» в первую очередь означает признание чудес, совершенных Богом. Именно поэтому святой Августин написал «Исповедь», где воспевает ниспосланную ему милосердную благодать Бога. Конечно, если кто-то в течение долгих лет жил вдали от Бога и впервые приходит на исповедь, или некто совершил тяжкий грех и желает очистить совесть, психологически было бы  резоннее дать ему возможность подробнее проанализировать свою вину, чтобы постепенно осознать ее. Однако в иных случаях, наиболее частых, лучше было бы, если бы он начал с воздаяния благодарности Богу за Его благодеяния, прежде всего обращая внимание на те, что более других помогли ему. Начиная с благодарения и прославления, верующий помогает также исповеднику достичь позитивной динамики и все расставить на свои места. Важнее не наши грехи, а действие Бога в нашей жизни.

Затем кающемуся предлагается ясно и кратко изложить все свои грехи. Священнику дана власть отпускать грехи, этим он исполняет свое служение в Церкви, ставящее его в зависимость от епископа, преемника апостолов, которым во время Тайной Вечери было вверено служение примирения. Тем не менее это служение примирения совершается и пребывает, так или иначе, в рамках тайны Воплощения. Грех совершён не кем-то абстрактно. Священник принимает кающегося таким, каков он есть, «из плоти и костей», совершившего конкретные грехи. Священник обязан знать его грехи, так как это оправдывает необходимость признания.

Встреча в сокровенном

Признание грехов на психологическом уровне представляет трудность для большинства наших современников. Некоторые полагают, что достаточно лишь признать: «Я грешник». Точно так же можно сказать: «У меня есть нос, два глаза и два уха». В иных случаях признание состоит в подробном, сухом и монотонном изложении собственных недостатков. Однако при таком подходе душа не обращается к «подлинной истине», чтобы предстать перед судьей, врачевателем и, что особенно важно, Отцом, исполненным нежности и понимания, и в конечном итоге не получает опыт истинной и милосердной любви Бога, освещающей человеческое существование, которая, в Святом Духе, возвращает нас на путь истинной жизни. Верующие порой, дабы не утруждать себя, ссылаются на жизненные обстоятельства либо ищут разного рода отговорки. Для возрождения практики признания и придания ей подлинной целительной силы некоторые, в том числе о. Альфонс Грюн, советуют священнику по окончании исповеди, либо в том случае, если кающийся смущается и просит о помощи, задать следующий вопрос: «В вашей сегодняшней жизни что заставляет вас больше всего страдать? Что мешает вам жить? На каком этапе вы сейчас находитесь в поиске смысла жизни?» и т.д. в том же духе. Это отличный способ обновить Таинство Примирения, благодаря которому оно может стать живой реальностью, не теряющей связь с конкретным существованием и способствующей подлинному духовному развитию.

Наставление и отпущение грехов

Затем исповедник произносит несколько ободряющих слов в адрес кающегося. Важно, чтобы он осознал самое главное: милосердная любовь Отца прощает. Исповедник должен дать кающемуся понять, что Бог способен лишь любить, Он желает нам счастья и всегда обращает нас на путь истинной жизни.

После чего кающийся выражает раскаяние: «Господи, я согрешил против Тебя и своих братьев, но обрел прощение у Тебя. Прими мое покаяние и даруй мне силы жить в Твоей любви».

Формула отпущения грехов представляет собой великолепный синтез всего опыта тайны примирения, пережитого в таинстве. Она имеет определенно тринитарный характер и включает в себя все элементы, о которых мы говорим в этом кратком рассуждении: «Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует вам прощение и мир, и я отпускаю вам грехи во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Покаяние и благодарение

Некто сказал: «Бог всегда прощает, человек иногда, природа никогда». Всеобъемлющая вера в милосердие и бескорыстное прощение Бога должна сочетаться со здоровым реализмом. Наши ошибки, пусть даже прощенные, оставляют след в нашей душе. Истинно то, что уверенность в прощении и покой в сердце значительно ослабляют господство греха над нашей психикой. Однако не устраняют полностью. Человек исцелился, но лечение нужно продолжать. Во время преподаваемого таинства священник предлагает совершить одну вещь. Это покаяние. Источником действенности этого обязательного акта является преизобильное богатство самого таинства. Грех – это словно пятно на одежде. Будучи однажды смытым, он может проявиться вновь. Покаяние помогает избавиться от этого состояния. Еще одна вещь достойна внимания. Христос искупил все грехи, не только наши, но и всего мира. В то же время Он пожелал, чтобы и мы участвовали в этом искуплении. Сколько мистиков, просвещенных молитвой Христа в Гефсиманском саду, почувствовали призыв утешить Господа покаянием за содеянные грехи. Таким образом мы принимаем логику любви. Священник может произнести также приведенную ниже молитву, отражающую жизнь в покаянии, в которую вступает примирившаяся с Богом душа: «Страстями Господа нашего Иисуса Христа, заслугами Благословенной Девы Марии и всех святых, всем тем, что ведет вас ко благу и содействует прощению ваших грехов, да умножится в вас благодать и да стяжаете вы жизнь вечную». 

Общинное значение таинства

Оно напоминает нам о том, что таинство не является индивидуальной реальностью. В исповеди вместе с нами участвуют и те, кого мы ранили своими проступками. Божественное милосердие преображает наши грехи в благодарность и прощение по отношению к тем, кого мы заставили страдать. В некоторых случаях исповедник накладывает епитимию. Целесообразно было бы переживать это измерение таинства в важнейшие периоды литургического года, в рамках общих обрядов примирения. В заключение я хотел бы процитировать одну из формул отпуста, предусматриваемых обрядом: «Господь простил вас, творите то же. Идите в мире Христовом». В этих словах содержится суть богословия прощения и примирения.

Симон Ноэль OSB 

Перевод с французского Алексея Турманна

Примечания: 

[1] У янсенистов отпущение грехов зачастую откладывалось. Для того чтобы получить отпущение грехов, кающийся должен был многократно исповедоваться и выказать свое раскаяние. Настоятель из Арса (Ж.-М. Вианней) или Падре Пио порой вели себя так же, однако причина была в том, что к ним приходило немало сомнительных людей.

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2010

(чтобы оформить подписку, кликните баннер)