Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду 2015 года

Дорогие братья и сёстры!

«Даруй нам, ежедневными делами покаяния очистившись, достойными прийти к Пасхальной радости». C этими словами вечернего гимна мы вошли в Великий пост. Мы устремлены к Пасхе  и просим Бога дать нам вкусить глубокую пасхальную радость. Но тем самым мы одновременно признаём, что существует и поверхностная радость, которая длится недолго, оставляя в душе лишь горечь и скуку. Это радость, которая происходит от удовлетворения наших поверхностных, сиюминутных желаний.

Но радость, о которой говорит сорокадневный гимн, — это иная радость, которая не отказывается от жертвы, радость, которая рождается из истинной любви, от принесения себя в дар. Вот почему мы не можем устремиться к пасхальной радости, если не готовы оставить Египет наших пороков, если мы больше любим грусть наших грехов, нежели манну новизны, которую даёт нам Христос. Мы стремимся к пасхальной радости, потому что Иисус сопровождает нас в пути через пустыню наших ограничений и греховности. Потому что Христос уже победил смерть – вершину греха, и вместе с Отцом посылает нам Духа Своего Святого.

Каким трогательным будет момент навечерия Пасхи, когда наши братья и сёстры примут Крещение и Миропомазание: будем в своих молитвах ежедневно сопровождать их на последних этапах их пути! Действием Духа воскресший Христос постоянно присутствует среди нас: «Переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем 7,27), которые отражают в себе Христа присутствующего, потому что, где двое или трое собираются во имя Христа, там Иисус воскресший среди них (ср. Мф 18,20).

Весь путь Великого поста устремлён к заре воскресения: это путь света, от смертной тени к свету – так что и раны Иисуса воскресшего сияют и освящают всех нас, потому что смерть и воскресение Христа, произошедшие во времени, превосходят время и достигают нас, возвращаются к источникам сотворения мира и, проникнув всю историю, простираются до пришествия Христа во славе. Нам хотелось бы, чтобы Господь собрал всё небесное воинство и немедленно переделал весь мир по нашему хотению. Но Бог избирает другой путь: преображение сердец в страдании и смирении. И мы должны следовать за Ним, если хотим на самом деле достичь пасхальной радости.

Сорокадневный путь предлагает нам два орудия для нашей битвы с грехом и поддержки добродетели: молитву и пост. Конечно, нам хотелось бы, что опыт молитвы был всегда таким, как он описан в псалме вечерни: «Господи! Ты испытал и знаешь меня. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и возлагаешь на меня руку Твою. Ты устроил внутренности мои и создал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138).

Нам хотелось бы, чтобы наша молитва всегда была полна этого удивления, которое побуждает нас и наших братьев к обращению и подлинной любви, но бывают и моменты, когда наша душа — это безводная земля, и Бог кажется нам далёким. Мы чувствуем в себе раны, нанесённые нам грехом, мы чувствуем пустоту, как будто Бог оставил нас: «Да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. Выхожу я на поле, — и вот, убитые мечом; вхожу в город, — и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно. Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет; ждем времени исцеления, и вот ужасы. Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою» (Иер 14,17-20).

Почему кажется, что зло торжествует над нами? Почему мы чувствуем разделение между братьями вместо единства? Молитва помогает нам не терять надежду и продолжать путь. Святая Тереза говорила, что перед молящимся человеком никогда не закроется дверь. Мы сами не можем освободиться от наших грехов. Помощь нам приходит от поста. Пост питает душу пищей, которая насыщает её: присутствием Христа.

«Пост очищает душу, возвышает разум, покоряет плоть душе, рассеивает туман нечистоты», — говорит св. Фома. Давайте поститься, чтобы испросить у Бога прощения за наши грехи и за грехи всего мира, чтобы испросить у Него мир и покой, чтобы наслаждаться любовью Христа присутствующего и объемлющего всех нас: «Блажен тот, кто любит Тебя, и друга в любви Твоей, и недруга ради Твоей любви» (Св. Августин). Пусть этот путь Великого поста застанет нас готовыми, расположенными идти навстречу пасхальной радости через пустыню креста: «Мы идём в нашем новом Исходе к светлой радости Пасхи великой. Через смерть, проходя к жизни вечной, мы идём к Обетованной земле».

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве