Что такое дар ведения? Существует такое знание о Боге и обо всём, что с Ним связано, которое можно получить лишь будучи просвещенным свыше. Притом, что речь здесь идет не о теоретическом, а о по преимуществу непосредственном, практическом знании.
Вот один простой пример. Когда мы сами кушаем яблоко или грушу, мы можем почувствовать и оценить их вкус несравненно полнее и лучше, нежели когда мы читаем в учебнике ботаники об устройстве плодовых деревьев или находим в какой-то книге рассказ о том, как кто-то ест яблоки. Книжное описание плода и его личное вкушение вообще несравнимы. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Пребывая в живом молитвенном общении с Богом, мы познаем Его непосредственно, в нашем духовном опыте, а это, в свою очередь, влияет на понимание нами людей, вообще всего окружающего мира, воздействует на наши мысли и решения. Такое знание дается нам непосредственно, приходит свыше, а не через чтение глубокомысленных богословских или научно-библеистических трудов. Такой тип познания и связывают обычно с даром ведения.
Этот дар не зависит от социального положения человека, от его статуса внутри Церкви или места в церковной иерархии, как и от общего уровня образования. Часто Святой Дух дает дар ведения именно простым и как бы ничем не примечательным людям. Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, — восклицает Иисус, — что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф 11,25). Это такой род знания, которому нельзя научиться из книг, но которое при этом способно доставить очень большую радость.
Есть одно необходимое условие обретения дара ведения. Это любовь к Богу. Мама способна уловить малейшие нюансы в настроении, поведении, физическом самочувствии своего ребенка именно потому, что любит его. Наше стремление лучше познать Бога, Его любовь, проникнуть в Его волю, увидеть мир и других людей Его глазами, наша горячая молитва об всём этом как бы низводит с неба благодать Святого Духа, в которой Господь делает нас сопричастными Себе Самому и Своей бесконечной премудрости. Так и апостол Павел призывал первых христиан крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке…, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что такое широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф 3,16-19). Такого рода познание, по мысли апостола, приходит через «укоренение в любви». Лишь в этом случае оно будет настоящим и духовно полезным. Только любовь делает возможным подлинное познание Бога и людей. Благодаря дару ведения, тесно связанному с любовью, нам удается выстроить гармонические отношения с окружающими нас людьми, распознать ситуации, в которых мы можем и должны помочь им, понять, в чем именно должна заключаться эта помощь, в какой форме ее следует подать и т.д.
Благодаря дару ведения наша вера становится чуткой и отзывчивой. Это может относиться и к постоянному ощущению присутствия Божия рядом с нами, и к уверенности в пребывании Христа в Святых Дарах, в исповедальне, при совершении других Таинств.
Очень часто мы встречаемся с Богом в повседневной жизни без каких-либо особых знамений. И, благодаря дару ведения, мы имеем внутреннюю уверенность, что Он видит нас, видит суету дел и обязанностей, в которую мы вовлечены, заботится о нас как о Своих детях. Если мы остаемся чувствительными к голосу благодати, Дух Святой подскажет нам, что ворох наших повседневных дел – это и есть то средство, предоставленное нам Господом, с помощью которого мы можем служить Ему здесь, на земле, а когда-нибудь добраться и до небес, где мы будем непосредственно созерцать Его и общаться с Ним вечно.
По мере того, как в нас будет приумножаться дар ведения, мы сможем всё более адекватно оценивать мир, людей (на которых мы отныне будем смотреть как на детей Божиих) и события: ведь мы теперь видим их глазами Бога!
Дар ведения просвещает наш разум и побуждает нашу волю искать и находить Бога во всём, что с нами происходит ежедневно, освящать свой труд, стремиться самым лучшим образом исполнять свои обязанности и быть всегда готовыми прийти на помощь ближним.
диакон Владимир Дегтярев