Второй Дар Святого Духа: разум

1. Определение

Среди того, что определяется как «постоянные предрасположения, делающие человека способным следовать побуждениям Святого Духа» (ККЦ 1830), а иначе говоря — среди даров Святого Духа — дар разума занимает совершенно особенное место. Во-вторых — именно во-вторых, потому как речь об этом пойдёт несколько позже — из-за его особой важности в духовной жизни каждого христианина и  всей Церкви в целом. И, во- первых, и этого мы коснемся непосредственно сейчас — в силу самого его названия. Ведь, в общем говоря, разумом обладает каждый человек, так зачем же просить  Бога о том, что уже есть? Может быть, речь идёт лишь о некотором усовершенствовании наших интеллектуальных способностей?

Нет, ведь, говоря о даре разума, мы не имеем в виду просто способность человека к мышлению, то есть человеческий интеллект.  Способность к мышлению — врождённое качество каждого человеческого существа, дар же разума —  качество приобретенное, именно дар, подарок, вверяемый нам тогда, когда мы, при посредничестве Церкви, об этом ходатайствуем.  К тому же человеческий ум склонен выносить суждения относительно познаваемых элементов, что не применимо к дару разума, ведь речь идёт о познании истин высшего порядка, превышающих человеческий интеллект.

Таким образом, мы подходим к тому, чтобы дать окончательное определение дара разума.

Дар разума — это такая форма действия Святого Духа в христианине, благодаря которой последний приобретает способность к пониманию и сознательному переживанию истин, относящихся к тайнам веры.

Активный характер данного дара более полно раскрывается в другом его названии — дар понимания, но наиболее полно раскрывается в его латинском наименовании – donumintellectus, ведь само слово intellectus происходит от  intuslegere, что означает «читать внутри», «проникать», «понимать глубину».

Иными словами, можно с уверенностью сказать, что дар разума — это такое действие Святого Духа, благодаря которому человек открывается на радостное и полное доверие восприятие  истин веры и сознательное их отражение, свидетельствование о них всей своей жизнью.

2. Предназначение

Вопрос о том, кому же может быть дан дар разума, кажется, на первый взгляд, совершенно излишним.  Конечно же, каждому просящему об этом христианину. Это справедливо, однако не отражает всей истины.  Дар разума даётся не только каждому христианину, но и – и прежде всего-  всей общине, Церкви в целом: её пастырям, преемникам апостолов, а также всей общине верных, которая благодаря этому дару обладает тем, что носит название  sensusfidei, сознание веры, благодаря которому « вся совокупность верующих… не может заблуждаться  в вере»( LumenGentium 12).

3. Действие

Однако наиболее полное понимание того, что являет собой дар разума, можно получить, обратив внимание на то, как же он действует, то есть его проявления в жизни отдельного верующего и Церкви. И таких практических проявлений можно выделить несколько. Итак, дар разума:

  1.  позволяет проникать в истинную суть различных реальностей, осознавая как их земное, так и небесное, трансцендентальное, измерение. Так, благодаря этому дару верующий сознаёт, что, например — Церковь  являет собой единство Церкви странствующей и торжествующей, то есть небесного и земного измерений.
  2.  даёт способность вести размышления и приводить аргументацию касательно реальностей высшего порядка, реальностей Божественных. Это даёт, к примеру, христианину способность рассуждать о тайне Пресвятой Троицы или же аргументировано беседовать о Боге с атеистом.
  3. говоря языком философии и богословия, позволяет видеть субстанцию в акциденции, то есть невидимое, но реальное, в видимом, видеть духовную суть таинств, скрытую за видимыми знаками. Подобным образом мы можем осознавать присутствие Иисуса под видом хлеба и вина в Евхаристии.
  4. «отверз ум к разумению Писаний» (Лк 24,45), то есть помогает понимать Слово Божие, открывая разные смыслы Священного Писания: буквальный, аллегорический, моральный, эсхатологический.
  5. Позволяет возрастать в вере, осознанно принимая истины веры и делая их нормами своей жизни.

Заключение

Благодаря дару разума свет Духа Святого  позволяет нам видеть единство земного и небесного,  узреть Божие присутствие в истории человечества, истории спасения, а также с надеждой глядеть в будущее. Поэтому, полные благодарности за такой великий дар, мы ежегодно ожидаем сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, взывая: приди, Дух Святой!

Источники:

1. К;атехизис Католической Церкви- изд. 4-е, Москва 2002.
2. Догматическая Конституция о Церкви (LumenGentium)- в: Документы II Ватиканского Собора- Москва 1998.
3. Dones del Espíritu Santo: El Don de Entendimiento- Catequesis del Papa Francisco- текстнасайте: mscperu.org

о. Анатолий Гамза, SVD