В чём должно заключаться сексуальное воспитание?

Вопрос: В чём должно заключаться сексуальное воспитание подростков согласно христианским принципам? Как лучше изложить для них учение Церкви в этой сфере?

Ответ: Нередко родители, педагоги и даже катехизаторы предлагают детям нечто вроде «списка»: что можно, а чего нельзя. Это ошибочный подход: он не отражает учения Церкви, которое заключается отнюдь не в списке запретов – иначе оно действительно выглядело бы отталкивающим, авторитарным, непонятным и далеким от людей.

Когда мы говорим о сексуальном воспитании подростков, в первую очередь нужно обратить внимание на цель, к которой в своей жизни призван человек. Если эта цель неизвестна, то и путь к её достижению будет непонятен. Именно в перспективе призвания человека следует рассматривать нравственность в сексуальной сфере.

Каждый человек призван к святости, и святость – это не что иное, как единение мыслей, чувств и всей жизни с Богом. Поэтому зло и добро должны определяться именно по такому критерию: что способствует и что не способствует общению с Богом. Зло омрачает или даже разрушает это общение. Например, если подросток посещает порнографический сайт или совершает иные грехи против чистоты, то он, как правило, чувствует, что грех отделяет его от Бога. В таких ситуациях подростки не испытывают желания молиться. Они чувствуют, насколько правдивы слова из Священного Писания о том, что плотские похоти противоречат жизни в Духе (Рим 8,5-8).

Сексуальное воспитание должно основываться на подлинных ценностях, подростки должны осознать, что сексуальная сфера имеет прямо отношение к призванию каждого человека к самоотдаче. Все мы призваны стать истинным даром для другого. Учительство Церкви предлагает нам ценные рекомендации по сексуальному воспитанию. Они содержатся в документе Папского совета по душепопечению семьи «Сексуальная сфера человека: истина и значение». В нем говорится, в частности, о том, что означает целомудрие в любви: это «духовная сила, высвобождающая любовь из эгоизма и агрессивности». Эта духовная сила не приходит сама собой, а приобретается ценой самообладания, властью над собственными импульсами. Если мы не умеем господствовать над своими инстинктами и управлять ими, то они управляют нами.

Еще одна вещь, на которую нужно обратить внимание в сексуальном воспитании подростков, — то, что закон Божий является другом человеческой любви, более того, единственным другом. Своим законом Бог не запрещает людям любить, потому что Он Сам вложил в человека призвание к любви, и никто так, как Он, не желает, чтобы каждый человек любил и чтобы всякая любовь росла и становилась прекрасней. Поэтому мы должны всегда уповать на Бога, сопутствующего человеческой любви. В то время как сатана внушает человеку мысль, будто Бог соперничает с человеком. На самом же деле ограничения, поставленные Божьим законом, – это своеобразные дорожные знаки, предупреждающие об опасности не только для чистоты любви, но и для нашего единения с Ним, с Богом, для нашего пути к той цели, о которой мы говорили, — святости.

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана