Библейский зоопарк: слон

Говорят, что в стародавние времена слоны обитали на территории Израиля. Современные археологи даже находят их останки в районе кибуца Ревадим. А вот в библейские времена слонов на Земле Обетованной уже не было. Конечно же, евреи знали об их существовании. Особенно израильтян интересовали изделия из слоновой кости. Они считались символом достатка и царского достоинства. Не зря же Соломон использовал слоновую кость в оформлении своего трона и при украшении Иерусалимского Храма.

Слоны упоминаются в библейском тексте не более 25 раз. И все упоминания приходятся на Маккавейские книги, в которых описываются события войны с Селевкидами. В их войске активно использовались боевые слоны. На спинах животных толстыми канатами закрепляли деревянные башни, в которых могло поместиться 32 сильных мужа. Рядом с каждым слоном находилось множество пеших воинов и всадников, облаченных в кольчуги и медные шлемы. Они сопровождали слона со всех сторон, служа для него защитой и подкреплением (1 Мак 6,34-38; 2 Мак 15,20). Согласно библейскому повествованию, чтобы придать слонам боевой дух, перед сражением их кормили ладаном и поили вином.

В первой книги Маккавеев повествуется о подвиге Елеазара, одного из сыновей Хасмонея, который сумел уничтожить боевого слона. Молодой человек, кстати, трудно сказать, видел ли он слона впервые или уже сталкивался с этим животным, выбрал самого «яркого» из всех движущихся на евреев слона. Елеазар предположил, что на нем сидит сам царь Антиох. Воин пробрался под брюхо слона и убил его, поразив копьем в незащищенную доспехами часть тела. Поверженный слон упал, погребая под собой и смелого Елеазара.

Сами евреи слонов в боевых действиях не использовали. Впрочем, и в хозяйственных целях это массивное животное не применялось. Так что в дальнейшие периоды слоны на территории Израиля не появлялись, что не помешало им занять свое место в раввинистической литературе и различных наставлениях.

При встрече со слоном следует читать специальное благословение: «Благословен Ты, Бог наш, Царь Вселенной, изменяющий создания». Иудейский трактат «Меирей Брахот» считает, что это благословение появилось из-за сходства слона с человеком, ведь и у слона, и у человека тела не покрыты шерстью. Человек использует руки, а слон – хобот. Мало того, существует старинная легенда, согласно которой Бог во время потопа некоторых людей превратил в слонов, что позволило им все 40 дней, пока не появилась суша, плавать в водах безо всякого ковчега, а когда вода стала убывать, они первыми ступили на землю. Предание не рассказывает только, вернули ли они себе человеческий облик.

В трактате, посвященном празднику Суккот (праздник Кущей), тоже упоминается слон. Он может быть использован довольно экзотическим образом, как стена сукки, т.е. кущи. Мало того, даже если слон уже мертв, его все равно можно прислонить к скале и сделать опорой для кущи. Поэтому изображение слона часто связывается с праздником Суккот.

В иудейской литературе довольно часто встречаются иллюстрации со слоном. Всякий раз он представлен с попоной и башней на спине. И это не случайно. Ведь слон символизирует народ Израиля, несущий бремя Закона и заповедей. Впрочем, некоторые еврейские мудрецы говорит, что это массивное животное – символ раввинистического иудаизма, перегруженного устным Законом.

Античные авторы нередко пишут о слонах, но главным источником познаний об этих животных были записи Плиния. На них основывались и в эпоху Средневековья. Считалось, что слоны верные, послушные и особо восприимчивые ко всему божественному. Они с уважением относятся ко всем верованиям. Если же слону предстоит путешествие на корабле, то он сначала просит погонщика поклясться всеми богами, в которых он верит, что доставит животное в целости и сохранности, и только после этого ступает на палубу корабля.

Слону приписывалось необыкновенное благородство. Считалось, что слон никогда не наступит на лежащего человека. А если в пустынной местности это массивное животное встретить потерявшегося путника, то обязательно выведет его к людям. Слон никогда не затопчет более мелких животных. Он идет среди них, бережно раздвигая хоботом. Переходя через реку, согласно утверждению Плиния, слоновье стадо пропускает вперед маленьких, поскольку под тяжестью более крупных животных дно проседает, и малышам становится трудно перебираться.

Само название слонов возводится к греческому слову «eliphio», что значит гора, поэтому во многих европейских языках слон – elephant. Откуда пришло слово «слон» в русский язык неизвестно. Существует несколько версий. Согласно одной, это слово возводят к тюрскому «аслан» (лев) и утверждают, что речь идет об обозначении просто большого зверя. Согласно другой, слово «слон» вошло в русский язык в 1717 году, когда в Петербург прибыли персидские послы. Они привезли с собой слона. Его водили по улицам, собирая толпы зевак, которые слонялись, т.е. ходили без дела. Конечно, это только исторический анекдот, потому что корень «слон» с давних времен используется в русском языке. Его можно встретить в таких словах как «заслонка» или «прислониться». В большинстве случаев этот корень указывал на то, что что-то нужно подпереть.

В период раннего Средневековья в Европе не было слонов. Их продолжали изображать, делая то покрытыми шерстью, то клыкастыми. Все знания об этих животных основывались на греческом трактате II – III вв «Физиолог», а в более поздний период – на произведении Теобальда Пияченцкого (VII-VIII вв), которое также называлось «Физиолог», и на труде св. Исидора Севильского (VII в) «Этимология», состоявшем из 20 книг и являвшемся своего рода универсальной энциклопедией.

К образу слона обращались и великие проповедники прошлого. У св. Амвросия Медиоланского мы находим упоминание о том, что всем «питающимся с земли», т.е. травоядным, Бог дал длинные шеи, чтобы легче было добывать себе пропитание. А слону Он дал хобот, который даже удобнее, чем длинная шея. Встречаем мы упоминание о слоне и в проповедях св. Антония Падуанского, который сравнивает с ним людей милосердных и праведных. Святой францисканец использует все знания о слонах, которые были распространены в тот период. Он вспоминает, что слоны выводят из пустыни потерявшихся путников, и говорит о праведниках, которые подобно слонам выводят заблудших на истинный путь. «Среди скота они движутся, помогая себе добрым и любезным хоботом добрых дел» — здесь вспоминается, что слоны, согласно преданию, чтобы не затоптать более мелких животных, раздвигают их хоботом. Под скотом в данном случае св. Антоний подразумевает людей совсем простых и малообразованных. Также великий францисканский проповедник вспоминает, что, переходя через реку, слоны пропускают вперед младших. Подобны им праведники, они сострадательны к начинающим, еще не достигшим полной силы святости, поэтому, «собираясь перейти бурную реку этой жизни, высылают вперед младших».

Средние века связывают со слоном множество легенд. В след за Плинием писатели VII века считают, что слоны живут 300 лет. При этом потомство они производят только один раз в жизни. Слоны очень целомудренные животные, им неведомы низкие желания. Влюбленная слоновья пара отправляется на Восток, туда, где находится вход в Рай. Там слониха находит мандрагору. Сначала ест ее сама, а потом угощает супруга. Только после этого в них просыпается желание, но все-таки и здесь слоны сдержанны. Они дожидаются темноты и ни в коем случае не смотрят в лицо друг другу. Эта история становится чрезвычайно популярна и обретает свое символическое толкование. Слоновья пара уподобляется Адаму и Еве, вкусившим запретный плод и испытавшим желание друг друга. Эта аллегория имеет продолжение. Согласно легенде, Ева рождает своего первенца, Каина, где-то среди «топких болот», и слониха рожает, стоя в воде.

История о рождении слоненка посреди озера также имеет свои корни еще в Античности. Считалось, что у слонов холодная кровь, поэтому они являются желанной добычей для змея, а в более поздних преданиях – для дракона. Изрыгающему огонь чудищу нужно как-то остудить свой внутренний пожар, поэтому он нападает на слона и кусает его за уши. В самых трагических историях, описанных в средневековых бестиариях, змей нападает на слона, кусает его, отравляя кровь, спутывает ему ноги своим длинным хвостом и душит длинной шеей. Изможденный великан падает, придавливая и убивая ненасытного змея. За этим рассказом непременно следует объяснение: человек, змей не может отнять твою истинную веру и бессмертную душу, даже измучив тебя и утянув за собой в долину смерти, он не сможет обличить тебя на Страшном Суде, если ты оставался верен.

В истории с рождением слоненка сидящий на дереве дракон (он же змей) уже не столь силен, чтобы нападать на взрослого слона. Зато маленький, новорожденный слоненок ему вполне по зубам. Дракон не может войти в воду, потому что это не совместимо с его огненной сущностью, но всячески стремится добраться до малыша. Отец-слон, пока супруга рожает, отгоняет от нее злобного дракона, а потом помогает безопасно уйти матери и малышу. Этот символ защитника и воина, противостоящего злу, становится очень популярен в эпоху Крестовых походов. В это же время слон входит в геральдику европейского рыцарства, подчеркивая силу и верность носителя того или иного герба.

Согласно легенде, именно в период Крестовых походов в Датском королевстве появился довольно необычный орден. Это были те времена, когда Европа была едина в своей католической вере, поэтому Святую Землю отвоевывали рыцари даже из таких дальних уголков, как Дания. Однажды датские рыцари встретились в бою с мусульманским воинством. Арабы использовали слонов, считая, что легко справятся с неповоротливыми, облаченными в доспехи европейскими всадниками. Но не тут-то было, мусульманское войско было разгромлено, и в честь этой победы был учрежден Орден слона. К слову, стоит сказать, что арабы использовали элефантерию довольно долго, вплоть до появления стрелкового оружия. Что же касается легенды, то она появилась примерно в XII веке, а первые документы, подтверждающие награждение Орденом слона, относятся лишь к середине XV века. Долгое время эту награду вручали только членам королевской семьи, но XX век внес свои коррективы. Так орденом слона был награжден физик Нильс Бор.

У средневековых европейцев были довольно странные представления о слонах. Они знали, что это животное большое, и предполагали, что его ноги похожи на колонны, иначе не выдержат такого веса. Поэтому у слонов нет в ногах суставов. Они не могут преклонить колени или лечь. С этим связана еще одна легенда. Согласно ей, слоны спят, прислонившись к дереву. Если дерево было подпилено злым охотником или просто сломалось, бедный слон падает и уже не может подняться. Тогда он начинает плакать и трубить, зовя сородичей на помощь. Первым к нему приходит самый большой слон. Он символизирует собой древний Закон, данный евреям на горе Синай. Этот слон не может поднять упавшего. Тогда он тоже трубит, призывая еще двенадцать своих собратьев. Они, в свою очередь, символизируют 12 пророков Ветхого Завета. Им тоже не удается поднять упавшего, ведь ноги у них не гнутся, да еще и острые бивни мешают. Тогда приходит самый маленький слон, у которого нет бивней. Он протягивает хобот упавшему и поднимает его. Этот маленький, кроткий и смиренный слоник символизирует собой Христа. Только Он может поднять грешника. Историю об упавшем слоне связывают с грехопадением. Ведь ни Закон, ни пророки не могут поднять падшего Адама, на это способен только Иисус, «духовный и святой слон».

Среди интересных средневековых легенд, связанных со слонами, стоит вспомнить историю о том, что слоны некогда летали. Они расправляли свои огромные уши и весело парили в воздухе, пока однажды ни приземлились на жилище некоего отшельника. Отцы-пустынники тогда были очень суровы, святой муж наказал слонов-проказников, с тех пор они больше не летают.

Первого слона со времен Античности Европа увидела при Карле Великом. Франкский король отправляет в Арабский халифат трех своих посланцев – Зигимунда, Лантфрида и Исаака. Официальная цель путешествия – слон. Владыка франков жаждет увидеть это диковинное животное вживую. Экспедиция длится долго. За это время Карл становится императором, посольство возвращается вместе со слоном, практически сразу после его коронации. Зигимунд и Лантфрид умирают в пути, огромное животное и многочисленные дары привозит Исаак. Также он привозит привет от халифа Харуна-ар-Рашида, того самого персонажа сказок «Тысяча и одна ночь». Скорее всего, главной целью посольства в Арабский халифат был совсем не слон по имени Абу-аль-Абас, а желание Карла наладить отношения с Харуном-ар-Рашидом, ведь на тот момент ему принадлежал Иерусалим. Вместе с Исааком в Ахен возвращается некий монах, который привозит благословение и мощи от Гроба Господня. И в дальнейшем Карл Великий получает дары из Иерусалима, среди которых, как утверждает предание, даже ключи от святого города. Все это делается, несомненно, с ведома халифа.

Слон в Ахене прожил недолго. Европейцы не умели правильно кормить и содержать этих животных. Тем не менее, за время своей короткой жизни он привлек множество ученых, да и просто любопытствующих со всей Европы. Так ирландец Динуил с изумлением писал: «Слон лежит, подобно быку». Оказалось, что слоны умеют сгибать ноги. Они спят лежа, а не опираются о деревья.

В заключение стоит вспомнить распространенное мнение, что слоны боятся мышей. Кажется забавным и символичным, что такой гигант боится маленького зверька. Это заблуждение идет также со времен Плиния. Античный автор считал, что слоны пьют воду из реки Нил, в которой водятся зловредные пиявки. Они заползают слону в хобот, доставляя страдания. Со временем это представление трансформировалось. И вот в английских средневековых книгах мы находим утверждение, что слоны боятся мышей, которые заползают в хобот и таким образом мучают бедных гигантов.

Анна Гольдина