Смысл труда. Часть 2. Отражение в искусстве

«Что есть человек, что Ты помнишь его?…Не много Ты умалил его перед Ангелами… поставил его владыкою над делами рук Твоих…».

В восьмом псалме дано описание достоинства человека, самосознания космоса и определение работы как сознательного поступка человека, сотрудничающего с созидательной деятельностью Бога.

На рельефах плиток Колокольни Джотто во Флоренции в традициях средневековой художественной культуры представлено это грандиозное и драматическое сознание работающего человека, и его задание в истории.

В центре Флоренции на центральной площади располагаются три памятника: Баптистерий, посвященный Св. Иоанну Крестителю, Собор Санта Мария дель Фьоре, посвященный Богородице, и Колокольня. Внешнее скульптурное украшение этих памятников было задумано как единый органичный проект.

Сооружение колокольни было начато в 1334 году по проекту Джотто (в честь которого она и была названа); плитки – произведение Андреа Пизано.

Циклы, посвященные работе, типичны для всей средневековой культуры. В любом большом средневековом городе мы находим цикл о работе: в Шартре, Модене, Пьяченце, Перудже: это выражает сознание, что из христианства родилась новая антропология и самобытное понятие о работе: работа не как рабская деятельность, а как творческое выражение свободного человека.

Цикл о работе во Флоренции немного отличается от остальных. Обычно тема работы была связана с временами года (июнь – жатва; сентябрь – виноград и т.д.), что типично для крестьянской культуры. Во Флорентийском цикле город восхваляет причину своего собственного успеха, которая не является славной традицией или богатством, связанным с землей: величие Флоренции связано с предприимчивостью ее жителей.

Это работа человека как участника в созидательной деятельности Бога, который придал смысл времени, преобразив историю и цивилизацию. На стенах Колокольни Джотто, сооружения, которое звоном своих колоколов отсчитывало часы и отмечало наиболее важные моменты и события, эта связь работа-время выражена через историческое описание всех видов деятельности человека.

Цикл начинается с объяснения, что такое человек и что такое работа человека. Ответ мы найдем на первых страницах Библии, в Книге Бытия: человек есть создание, Бог сотворил его по образу Своему. Бог – трудящаяся вечность, которая из ничего создала все и призвала человека сотрудничать в созидании.

Первая плитка изображает сотворение Адама: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт 1, 26). В начале цикла средневековый реализм заставляет нас размышлять о великой работе Бога, которая есть созидание, и вершина которой – человек, созданный по образу и подобию Творца.

Вторая плитка посвящена сотворению Евы. Бог не создает человека одного. Сам Бог – тайна объединения и Он задумал человека как тайну объединения, мужчину и женщину: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27).

Третья плитка описывает работу прародителей: Адама, склонившегося к земле и обрабатывающего ее, и рядом Еву, крутящую веретено. Работа – это не следствие первородного греха, работа – это следствие того факта, что человек подобен Богу, а Отец – вечно трудится. Поэтому и человек трудится. Бог в своем творении создал кого-то, подобного себе, чтобы он продолжил Его работу: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2, 15). Что же является следствием первородного греха? В этом цикле во Флоренции, в отличие от других средневековых  циклов, отсутствует сцена первородного греха, но показано его следствие: тяжесть работы, выраженная в согнутой спине Адама: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3, 17-19).

Затем следуют четыре плитки, на которых представлены первые четыре работы, и, согласно библейскому повествованию, их легендарные основатели.

Четвертая плитка изображает Иавала, скотоводство. В Книге Бытия говорится: «Он был отец живущих в шатрах со стадами» (Быт 4, 20). Плитка  в совершенстве передает библейскую строку – человек, сидящий на пороге своего шатра, сторожит отару. Скульптор подчеркивает достоинство этого пастуха, изображая его с таким же лицом, как у Бога, который его создал. Именно в работе человек восстанавливает свое лицо, подобное Богу.

Иувал, музыка. «Он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт 4, 21).

Тувалкаин, кузнец: «Он был ковачом всех орудий из меди и железа».

Ной, виноградарство. Ной, как говорится в Библии, посадил виноградную лозу и получил из нее сок, и напился. Но плитка подчеркивает не грех опьянения Ноя, а положительный аспект, связанный с пейзажем и с цивилизацией флорентийской области: две трети плитки заняты лозой, согнувшейся под тяжестью кистей винограда, и бочкой с вином. Виноградарство, как раньше, так и сейчас, составляет большую часть богатства области Тоскана.

Все предыдущие плитки относятся к Ветхому Завету. Но тут в историю врывается Христос. Человек, ведомый познанием Христа, проживает свою работу не как ответ исключительно на свои сиюминутные потребности, но как форму своей цивилизации.

На плитке «Астрономия» изображен астроном, который изучает небо при помощи своих инструментов; он вписан в круг, напоминающий вселенную, за которой располагается Рай, Эмпирей, где изображены головы Ангелов, Святых и Бога отца. Каков рост человека в христианстве! Этот человек велик, как и вселенная; вселенная для него имеет размеры маленькой комнаты.

За «Астрономией» следует «Строительство». Чтобы работать, человеку необходимо не только знать цель всего, связь каждой детали со вселенной; чтобы работать, человеку нужен авторитет, кто-то, кто учит его. На плитке начальник строительства приглашает людей сотрудничать с ним в его творении. Его образ несоразмерен другим: средневековое искусство выражает идею авторитета в образе, который больше всех других; его лицо – это лицо Христа.

На плитке «Медицина» изображен врач, сидящий на стуле с высокой спинкой и изучающий сосуд с уриной, которую его пациенты приносят ему в рудиментарных сосудах. Величие работы зависит от цели и не зависит от результата или от ее объекта: этот человек не изучает звезды, а заботится о больных, и все же он обладает тем же достоинством, что и астроном.

Плитка «Ткачество» наиболее богата деталями, потому что ткацкое ремесло составляет важную часть богатства Флоренции 14-го века. Ткачество считалось человеческим трудом, более всего похожим на задачу Христа в истории: ткать одежду Церкви.

Плитка «Механика» изображает мифологическую фигуру Дедала, который в античности считался изобретателем почти всех орудий труда и отцом всех ремесленников и художников. Введение мифологических персонажей, как, например, Геракла или Дедала, в христианский цикл о работе – обычная черта искусства той эпохи. Для средневекового человека история спасения не является только христианской историей, хотя существует только одно место, где этот замысел становится сознанием и миром: Церковь. История человечества – это история славы Христа; сознательно или несознательно все люди участвуют в человеческой славе Христа.

Далее следуют плитки с изображением «благородных наук», которые являются вершиной цивилизации; среди них Театр, Живопись, Скульптура и Архитектура.

Человек, познающий Христа, поддерживается верой в полезность разума, и поэтому он может углубиться в познание реальности и тайн природы – в благородные науки. Если каждый труд – это стремление человека лепить реальность согласно идеалу, то в искусстве воплощение идеала в реальности становится почти совершенным.

Грамматика изображена женщиной, полной здоровья, которая учит детей.

В ряду шестиугольников мы, прежде всего, видим Навигацию, которая расположена под Астрономией. Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что среди интеллектуальных искусств первыми стоят Астрономия и Музыка, с которыми мы уже встречались, только с той разницей, что раньше они располагались в шестиугольниках, а здесь они расположены в ромбах. Это потому, что, согласно доктрине томистов, принятой Данте, человек выбирает для себя из практического опыта то, что потом становится его  интеллектуальным опытом. Такими образом, сначала мы видим Астрономию и Музыку как виды эмпирической деятельности, а затем  мы находим их в качестве умственных занятий.

Искусство Навигации напоминает евангельскую сцену: Иисус в лодке с учениками. Эта двусмысленность являет важную черту средневековой культуры. Перед этим изображением современный человек задается вопросом: является ли оно сценой работы или фактом из Евангелия, показывая, таким образом, дуализм своей позиции. Для средневекового человека это одновременно и религиозная и светская сцена: изображен аспект человеческой деятельности и факт из жизни Иисуса. Это проявляет цельное понятие жизни.

Следующая плитка посвящена Политике, как работе по установлению социальной справедливости. Она представлена мифической сценой: Геракл, убивший чудовище. Именно политика должна освобождать землю от чудовищ и восстанавливать связь между людьми и изначальной гармонией. Справедливость – это музыка человеческих отношений и проявление в человеческих отношениях той гармонии, которая является законом всех вещей.

Земледелие. Поскольку в истории присутствует событие Христа, человек больше не сгибается к земле, как Адам: он – господин земли. Кажется,  что его сила и достоинство передается даже быкам, и человек учит своего сына, смотрящего на них, делать также.

Театр. Странствующий театр отражает глубинный инстинкт человека играть перед Господом Богом.

Живопись, Скульптура и Архитектура. Архитектор – это человек, который лепит и придает форму пространству, отвечая на действие Бога, создающего огромную комнату вселенной. Так человек подражает Отцу.

Но есть еще один ряд плиток: Таинства, работа Христа, творчество Христа, в котором заключается идеал. В котором идеал становится частью реальности.

Крещение. Христос снова создает человека, делая его новым творением.

Брак рассматривается не как факт, относящийся к паре, но как начало народа. На этой плитке изображено много людей, а христианский брак – это Таинство, в котором Бог дает любовь мужчине и женщине для продолжения Своего народа.

Миропомазание. Работа, посредством которой Христос создает в истории главного героя, Своего свидетеля.

Евхаристия. Евхаристия описана в главный момент, когда кусок хлеба становится Телом Христовым, в момент Пресуществления. Это таинство выражает цель любой работы: преображать реальность, показывая ее как часть тела Христа.

И последнее – Соборование. Работа Христа сопровождает человека до порога Вечности. На самом деле Вечность – последнее слово на этой плитке, где в нижнем углу изображен пеликан, символ Христа, который раздирает себе грудь и обещает вечность, вечную пищу своим детям.

Эта сакральная работа Христа, чьи деяния – Таинства, есть прекраснейшая работа, которая существует в мире, та, к которой стремится все человеческое трудолюбие. И, таким образом, христианин – это человек, призванный переживать работу как отражение таинств окружающего его космоса.

Продолжение следует…

Элена Фьерамонти