Размышляя о событиях, описанных в Деяниях святых апостолов, о явлениях сверхъестественных, я всегда воспринимал эти истории реальными, но бесконечно далёкими, которые трудно представить в нынешних условиях, в нашей современной жизни. Наверное, я здесь не уникален. И в определённые моменты жизни та или иная библейская история вдруг оживает для нас, становится частью нашей жизни – простой и обыденной.
Именно так я воспринял события, происходившие в первой половине марта 2013 г.
Мы живём сейчас в эпоху ежедневных сенсаций, когда день без скандала в СМИ прожит зря. И грустно наблюдать, как в нашу христианскую среду такой образ жизни прокрался и прочно утвердился в ней. «Кого из кардиналов ты поддерживаешь? Давайте обсудим папабилей!» Эти разговоры многие из нас слышали и сами с азартом в них участвовали.
Но непосредственно перед началом конклава кардиналов Католической Церкви наступило новое время – волнительное и трепетное. Я вошёл в это время с ожиданием и надеждой.
Как-то раз, идя на работу, я размышлял о том, какого Папу я жду, что важно для меня увидеть в новом преемнике святого апостола Петра. Тогда – я сказал внутри себя: «Я мечтаю о том, чтобы Папа, который будет избран вскоре, был бы Лидером, Пастырем – простым, способным обратиться к моему сердцу несложными словами. Я ожидал, что Папа будет обладать особенной харизмой — даром Святого Духа (но тогда я это так не называл).
И вот, начался конклав. Мы ответили на призыв Церкви – молиться за избрание Папы Римского – о том, чтобы кардиналы были ведомы Святым Духом и увидели среди своих братьев достойного преемника Святого Петра. Мне понравилась инициатива католического интернет-сообщества – «Духовное усыновление кардинала» (Adopt cardinal). Методом случайной выборки мне «достался» Патриарх Лиссабона, кардинал Хосе да Крус Поликарпо. Желание молиться за отдельно выбранного кардинала только усилило общую молитву нашей семьи за участников конклава кардиналов – выборщиков.
Во дни конклава появились и первые предпочтения – по общей информации и биографии самых популярных кардиналов можно было составить мнения и пожелания – кто из них может быть выбран Папой Римским. Почему-то мой выбор пал на кардинала из США, Шона Патрика О’Мэлли. Он – францисканец, что было бы необычно для Папы. И носит бороду. Но главное – он и его собрат по епископату Соединённых Штатов, кардинал Тимоти Долан – своими волевыми решениями и активной работой в епархиях укрепили авторитет Церкви в Америке. Я даже фантазировал на тему выбора имени Папы – я считал, что новый Папа выберет имя Клемент.
В первый день конклава как-то само собой появилось сильное желание молиться – больше обычного и поститься. Но ощущение того, что Папа точно будет избран, волнение – появились уже на следующий день, к вечеру.
Моя десятилетняя дочка Лиза настаивала на том, чтобы ей дали досмотреть прямую трансляцию из Ватикана поздним вечером 13 марта. Утром, ведь, в школу!
Меня поразил её азарт и такое рвение – дождаться Папы. Даже когда ей строго было сказано ложиться спать – я видел свет от телевизора в другой комнате и тайком от мамы разрешил Лизе смотреть трансляцию, успокоив жену, сказав: «Да, она вот-вот, сейчас уже выключит и ляжет спать». Прошло несколько минут и я услышал из комнаты детей радостный возглас Лизы: «Папа! Дым! Белый!»
Подобной радости мы не испытывали очень давно! Это было что-то особенное, отдалённо похожее на волнение за любимую футбольную команду, но несравненно более мощное. Мы с женой, затаив дыхание, пристально всматривались в окно балкона, на котором должен был появиться кардинал-протодиакон, который объявил бы имя Папы.
И тут – гардины за окном зашевелились. Вскоре на балконе появился кардинал Торан, слегка сбивший нас с толку – от волнения мы забыли, что Папа появляется не сразу. Сквозь голос комментаторов мы пытаемся расслышать имя избранника конклава и понимаем, что это имя не принадлежит ни одному из папабилей, которых мы знали.
Бергольо! Спустя несколько минут ведущие прямой трансляции уже рассказывали про скромного епископа из Аргентины. Имя! Объявление имени Папы было самой первой радостной неожиданностью – Франциск! Впервые в истории – Папа Франциск!
Появляется Человек в белых одеждах в сопровождении кардиналов. Очки, незнакомое лицо. И … невероятное спокойствие во всём этом облике! Признаюсь, что я не мог сдерживать слёз – это было совершенно необъяснимое чувство – невероятного родства, близости – Любви к Папе Франциску!
Папа как-то сразу напомнил нам Епископов Рима первой половины XX века – Пия XII больше всего. Просто, за недели две до избрания Папы мы посмотрели итальянский фильм о римских событиях Второй Мировой Войны — Папу Пия XII и евреев Рима – «Под небом Рима». Удивительный фильм, в котором так красиво и проникновенно изображён Папа.
В каждое слово Папы Франциска мы вслушивались с огромным вниманием. Я не мог сдерживать слёз радости и вторил Папе – молился: «Отче наш… Радуйся, Мария…»
В тишине мы помолились за Папу Франциска. В эти минуты я уже понимал, что Бог настолько милосерд, что подарил нам Папу, о котором я молился – именно такого человека – очень близкого мне по духу. В любом, даже светском руководителе – мэре, губернаторе – я мечтал бы видеть простого, служащего народу, скромного лидера. А здесь – я получил намного больше того, о чём мечтал – целого Папу Римского.
И теперь, переживая эту любовь – будто она всегда была – эту сыновнюю привязанность, я понимаю, что Дух Святой — Он вчера и сегодня, и вовек – Тот же!
Ведь, подобные переживания испытал и священник из Петербурга, который проводил духовные упражнения в нашем приходе – отец Мариано, который как ребёнок радовался новому Папе. А на проповеди воскресной Мессы 17 марта отец Мариано произнёс тронувшие моё сердце слова о любви Бога Отца. О том же самом, как потом я узнал — почти слово-в-слово сказал в своей воскресной проповеди Папа Франциск.
Тот же Святой Дух коснулся моего сердца, когда я читал текст последнего обращения Папы Бенедикта XVI на Ангелус, когда я так явно ощутил братство и единение с Папой, ту же сыновнюю любовь к нему.
Молиться за Папу – так важно, так радостно! Будем же всегда помнить в молитве Святейшего Отца – так просто и неожиданно вошедшего в нашу жизнь. И помнить Бенедикта XVI, Папу на покое – молясь за него Богу.
Илья Довгий