Что значит «Церковь»?
ЦЕРКОВЬ по-гречески называется Éκκλησία, что означает «собрание». Все мы, крещёные и верующие в Бога, собраны, созваны Богом. Вместе мы и составляем Церковь. Христос, как сказал св. Павел, есть глава Церкви. Мы – Его тело.
Когда мы принимаем Таинства и слушаем слово Божье, Христос пребывает в нас и мы в Нём. Это и есть Церковь. Тесное личное жизненное общение всех крещёных с Иисусом описано в Священном Писании многократно: то оно говорит о народе Божьем, то о невесте Христовой; то Церковь называется матерью, то семьёй Божьей, или же она сравнивается с гостями, собравшимися на свадьбу. Никогда Церковь не является просто институтом или только «присутственным местом», которые можно обойти на своём пути. Мы можем досадовать на ошибки и недостатки членов Церкви, но мы никогда не сможем дистанцироваться от неё, потому что Бог необратимым образом избрал ее и не удаляется от неё несмотря ни на какие грехи. Церковь – это Божье присутствие среди нас, людей. Поэтому мы должны её любить.
* * *
ЦЕРКОВЬ (от греч. Kyriake – принадлежащее Господу) – призванные от всех народов (греч. ekklesia от ekkaleo – созывать), принадлежащие Телу Христа через Крещение.
* * *
«Он [Христос] есть глава тела Церкви. Тело же есть Церковь» (Кол 1, 18).
* * *
См. также ККЦ 748–757
Для чего Богу нужна Церковь?
Богу нужна Церковь, потому что Он хочет искупить нас не поодиночке, а всех вместе. Он хочет сделать всё человечество Своим народом.
Никто не попадает на небо, путешествуя «дикарём». Кто думает только о себе и о спасении лишь своей души, живёт асоциально. А это невозможно как на земле, так и на небе. Сам Бог не асоциален: Он не есть одинокое и самодостаточное существо. Триединый Бог по сути Своей «социален», Он – сам есть сообщество, вечная взаимная любовь. По подобию Божьему и человек предназначен для взаимоотношений, обмена, участия и любви. Мы ответственны друг за друга.
* * *
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт 4, 9).
* * *
«Мы должны спастись вместе. Придти к Богу вместе, вместе же предстать перед Ним… Что сказал бы Господь, если некоторые из нас вернулись бы без остальных?» (ШАРЛЬ ПЕГИ (1837–1914), французский поэт)
* * *
См. также ККЦ 758–781, 802–804
В чём задача Церкви?
Задача Церкви в том, чтобы Царство Божие, которое уже началось с Иисусом, зарождалось и возрастало во всех народах.
Куда пришёл Иисус, там небо соприкоснулось с землёй: зародилось Царство Божие, Царство мира и справедливости. Церковь служит этому Царству Божьему. Она не является самоцелью. Она должна продолжать то, что начал Иисус. Она должна действовать, как действовал бы Иисус. Она продолжает святые знамения Иисуса (таинства). Она несёт дальше слово Иисуса. Поэтому Церковь, со всеми своими слабостями, есть могучая часть неба на земле.
* * *
«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21).
* * *
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами о все дни до скончания века» (Мф 2, 19).
* * *
См. также ККЦ 763–769, 774–776, 780
Почему Церковь больше, чем некий институт?
Церковь больше, чем институт, потому что она есть ТАЙНА, человеческая и Божественная одновременно.
Истинная любовь делает не слепым, но зрячим. Глядя на Церковь мы видим то же самое. Со стороны Церковь – это только исторический институт (= учреждение), с определёнными историческими достижениями, но и с заблуждениями, даже с преступлениями: церковь грешников. Но это если смотреть неглубоко. Поскольку Христос так глубоко приобщился участи нас, грешников, Он никогда не оставит Церковь, даже если мы стали бы предавать Его ежедневно. Эта неразрывная связь человеческого и Божественного, греха и милости и есть тайна Церкви. Поэтому, если смотреть глазами веры, Церковь несокрушимо свята.
* * *
«Церковь не может вести себя как организация, которая меняет своё предложение, если спрос падает». (Кардинал КАРЛ ЛЕМАН (род. 1936), епископ Майнца)
* * *
См. также ККЦ 770–773, 779
Что уникально в Народе Божием?
Основатель этого народа – Бог Отец. Предводитель – Иисус Христос. Источник его силы – Святой Дух. Входные врата в Народ Божий – Крещение. Его достоинство – свобода детей Божьих. Его закон – любовь. Если этот народ останется верным Богу и прежде всего будет искать Царства Божия, он изменит мир.
Среди всех народов земли есть один народ, не похожий на все остальные. Он не подчиняется никому, кроме самого Бога. Он должен быть как соль, придающая вкус; как закваска, что проникает повсюду; как свет, изгоняющий тьму. Кто принадлежит к Народу Божию, должен быть готов оказаться в открытом противостоянии тем людям, что отрицают существование Бога и не уважают Его заповеди. Однако в свободе детей Божьих не надо ничего бояться, даже смерти.
* * *
«Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил 2, 14–15).
* * *
«Они не могут сделать большего, чем только убить меня. И даже если они меня убьют, это ещё не лишает меня жизни». (Принц РОБЕРТ АРЕНБЕРГ (XVI в.))
* * *
См. также ККЦ 781–786