Уроки Джона Р.Р.Толкина

Огромное количество католиков в России, как и в других странах мира, хорошо знакомо с этой сагой, — но при этом или вовсе не знает, что Толкин был католиком, или слышала об этом лишь вскользь. А между тем профессор Оксфордского университета и автор нового литературного жанра был не просто глубоко верующим человеком: он приводил к вере своих учеников и друзей (в том числе Клайва Льюиса), а один из его сыновей стал священником.

В саге “Властелин колец”, равно как и в других произведениях Толкина, христианство впрямую не упоминается. Да и как можно упомянуть его в выдуманном мире с эльфами и гоблинами? Это могло выглядеть смешно. Вместе с тем нужно сказать, что христианские мотивы в этом мире присутствуют весьма явно. В конце концов, речь идет о выборе между светом и тьмой и о борьбе добра со злом, которое идет и снаружи, но прежде всего — внутри человека.

В прошлом году инициативная группа сообщила о начале сбора материалов для инициирования процесса беатификации — причисления Джона Толкина к лику блаженных. Новостей по этому вопросу пока не поступало.

А вот этот небольшой отрывок из письма Толкина своему сыну должен расширить наши преставления об оксфордском мудреце, знатоке древних саг и создателе мира Средиземья:

“Единственное лекарство для слабеющей и убывающей веры — это приобщение Святых Таинств. Несмотря на то, что Святое Причастие всегда остается самим Собою, совершенным, цельным и нерушимым, оно не действует окончательно и раз и навсегда на кого бы то ни было из нас. Подобно акту Веры, воздействие его должно быть непрерывным и возрастать по мере повторения. Частое применение наиболее эффективно. Семь раз в неделю принесут больше пользы, нежели семь раз через промежутки.

Кроме того, могу порекомендовать следующее упражнение (увы, возможностей для этого предостаточно!): причащаться в обстоятельствах, оскорбляющих твой вкус. Выбери гнусавого или косноязычного священника, или заносчивого, вульгарного монаха; и церковь, битком набитую самыми обычными обывателями, невоспитанными детьми, — от тех, что орут и вопят, до тех продуктов католических школ, что, едва откроют дарохранительницу, откидываются назад и зевают, — неопрятными юнцами в рубахах нараспашку, женщинами в брюках, зачастую растрепанными, с непокрытой головой. Ступай к Причастию с ними (и молись за них).

Эффект будет тот же (или даже лучше), нежели от мессы, которую прекрасно читает явный праведник, а вместе с тобою слушают ее несколько набожных, достойных людей. (Ведь оно вряд ли хуже мессы с насыщением Пяти Тысяч — после чего Господь Наш возвестил грядущее насыщение)».

Источник: Русские католики