Откуда мы?
В Средние века и на протяжении всего периода после Тридентского собора священник воспринимался преимущественно, как человек, связанный со священным. Это был тот, кто прежде всего совершал святую жертву Мессы. Некоторые священники, особенно в монастырях, не имели никакого иного служения. После Второго Ватиканского собора священник уже рассматривается в первую очередь, как провозвестник Евангелия. Означает ли это, что восприятие священника полностью изменилось? Нет, так как литургия Церкви – источник и вершина христианской жизни. И евангелизаторская деятельность должна привести слушающего благое Слово к прославлению чудес Божиих в безвозмездной хвале и участии в божественной жизни посредством таинств.
Литургия Церкви включает в себя Литургию Часов, Божественную Литургию и другие таинства. В этой статье мы будем говорить только о Божественной Литургии – Святой Мессе. И мы должны попытаться показать, что празднование этой тайны является особой формой евангелизации.
Притча о Евхаристии
Для начала я предлагаю перечитать знаменитый отрывок Евангелия от Луки – об учениках, идущих в Эммаус. Этот рассказ – настоящая притча о Евхаристии.
По дороге идут два ученика, печальные и подавленные. Подобным образом и мы несем в Церковь все свои проблемы и разочарования. Временами мы испытываем даже отчаяние, когда чувствуем себя оставленными Богом. Депрессия и ощущение неудачи – обычные явления в наше время. Но Христос приближается незаметно. Он всегда рядом, даже если мы этого еще не осознаем. «Там, где двое или трое соберутся во имя Мое, Я пребуду среди них». Он идет вместе с нами. И первым делом Он начинает слушать нас, стремится воспринять Своим сердцем наши горести. Затем Он открывает наши сердца навстречу Своему Слову для того, чтобы успокоить нас, утешить и направить на поиск правильных ответов. Таким образом он разжигает в нас огромное желание: желание подлинной жизни, желание счастья, желание Бога: «Останься с нами, Господи». Именно в этот момент происходит преломление хлеба, действие, напоминающее нам о том, что Он предал Себя ради нас и пожертвовал Себя каждому из нас в частицах преломленного хлеба. В этот миг преломления хлеба нам необходимо привыкнуть к осознанию, подобно ученикам в Эммаусе, присутствия Воскресшего среди нас и ликовать от радости. Рассказ заканчивается возвращением в Иерусалим, место страдания, символ монотонности нашей повседневной жизни, для провозглашения там Пасхальной радости.
Трапеза Слова Божиего
Традиционно, говоря о Евхаристии, указывают на то, что она представляет собой двойное жертвоприношение: Слова, а также Тела и Крови Христа. Благодаря Евхаристии Воскресший Христос присутствует среди нас, но это также живой Христос, говорящий с нами и продолжающий провозглашать нам Благую Весть, объясняя Пасхальную тайну в свете Писаний. Это Слово вновь становится Плотью для того, чтобы жертвовать Себя нам и актуализировать тайну Своей Пасхи. Это Слово, вновь совершающее для нас чудеса Бога.
Начальное приветствие священника обладает особой значимостью: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и общение Духа Святого да пребудет всегда со всеми вами». В этих словах нам уже предложена Благая Весть. Главное сказано с самого начала.
Во время подготовки к покаянию и дневной молитвы мы посвящаем Господу все наши горести и даже любые проблемы, и таким образом позволяем, чтобы в нас родилось желание ответить Ему. Мы готовы хранить молчание, чтобы в нас звучало истинное слово жизни, единственное, на чем мы можем строить, с полной уверенностью, наше повседневное существование. Во всем, что мы слышим, есть слово для каждого из нас. Мы призваны его слышать, усваивать, сохранять в памяти и неоднократно вспоминать в течение всего дня. Размышление, в самом обычном и прямом смысле, не принадлежит человеку. Это размышление Слова. Его задача – передавать семя Новой Жизни, полученное во время литургии, чаще всего в повседневной жизни, непрестанно вспоминать о нем, особенно когда мы подвергаемся испытаниям. Это укрепляет нас на нашем личном пути.
Затем мы слушаем о том, что Бог сказал во время первого Завета и говорит в Новом Завете. Псалом, следующий за первым чтением, – это размышление над услышанным словом и его исполнение, в ходе которого тот или иной стих перекликается с конкретными заботами и тревогами. С нашей стороны это молитвенный ответ на то, что сказал нам Господь. Вершиной Литургии Слова, без сомнения, является провозглашение Евангелия, в определенной торжественной обстановке. Оно – живое присутствие Спасителя среди нас, пекущегося о каждом с нежностью и любовью. Евангелие открывает нам истинную любовь, являющуюся также словом истины. Бог явил нам Себя одновременно как любящая мать и как наставляющий отец, помогающий нам возрастать в подлинной свободе.
Проповедь священника – это актуализация Слова Божия. Его цель – помочь нам осознать, что речь не идет о древнем слове, а о Благой Вести сегодня. Священник, произносящий проповедь, действует с особой благодатью, чтобы тронуть сердца, и именно в этот момент он исполняет свое первоочередное служение евангелизатора и пастыря.
Трапеза Тела и Крови Христовых
Провозглашая Слово, священник уже действует in persona Christi. Теперь он будет совершать это вновь, делая присутствующим то, что Господь совершил вечером в Великий Четверг: возьмет хлеб и вино, вознесет хвалу Отцу, преломит хлеб и раздаст его ученикам, чтобы укрепить их веру. Молитвы приношения даров – благодарение за чудеса природы и провозглашение еще более великих чудес: новой и вечной жизни, грядущего вечного Царства, которые будут нам предложены в ходе совершения литургии.
Префация представляет здесь особую важность. Благодарение определяется в зависимости от тайны дня. Темы выбранной префации способны, впрочем, стать изобильным источником проповеди. Префация может питать обильно личное размышление участвующих и глубоко евангелизировать их. Она посвящает нас в главные тайны веры. Она является одновременно учением и хвалой Богу, в единении со всей Церковью. Она представляет собой вершину евангелизации.
Необходимо отметить, насколько важно воззвание к Святому Духу в Евхаристической молитве. Христос всегда действовал и говорил, движимый Духом. Принятие Благой Вести возможно лишь благодаря участию в этом же Духе, соделывающем нас возлюбленными сыновьями Бога и сообразующим нас со Христом. Таким образом и мы становимся вестниками Благой Вести. Дар Евхаристии неотделим от дара Святого Духа.
Главное в этой Благой Вести – то, что Иисус Христос предал Себя на смерть ради нас и до конца возлюбил нас, чтобы мы получили прощение грехов и в преизобилии имели новую жизнь. Священник выступает как представитель Доброго Пастыря, отдавшего свою жизнь за своих овец. Это особенно ясно проявляется в словах освящающей молитвы.
В обновленной литургии подчеркивается другой важный элемент. Мы празднуем его, ожидая второго пришествия Господня. Именно тогда Благая Весть и обетования божественного слова будут полностью исполнены. Евхаристия всегда рождает в нас желание чего-то большего, так как христианская жизнь – это путь, событие, в конце которых нас уже Кто-то ждет. Мы должны произносить «Отче наш» с уверенностью в то, что во Христе мы действительно можем называть так Бога. Иисус дал нам это преимущество – называть Бога «Авва», «Папочка», подобно детям, и обладать вместе с Ним совершеннейшим сыновством и близостью. Уже нечего бояться. Страх миновал, и это также самое главное, о чем возвещается в Благой Вести, которую Господь уже открыл всем в Галилее.
Преломление хлеба отсылает нас к эпизоду об учениках в Эммаусе. Именно тогда они действительно узнали Господа. Преломляя, Христос не разделяет, но будет жертвовать Собою затем совершеннейшим образом для каждого из нас. Это переживается нами в мире, непрестанно даруемом нам Воскресшим.
И в этом мире мы причащаемся Телу и Крови Господа, чтобы уже теперь стать единым телом. Это прекраснейшее исполнение слова: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир». На этом свете исполняется Благая Весть, собираются рассеянные дети, ожидая окончательного свершения, которое исполнится в Царствии Божием.
Заключение
Мы попытались показать, что литургия, особенно в Евхаристической тайне, является вершиной евангелизации. Она одновременно является актуализацией и предваряющим исполнением, в ней постоянно вновь и вновь возвещается Благая Весть и провозглашаются будущие чудеса, жажду которых она в нас рождает. Можем ли мы всегда участвовать в ней с великой духовной радостью и подобно первым ученикам, исполненные Святого Духа, сами соделаться сеятелями жизни вокруг себя? Как говорит предстоятель: «Идите в мире Христовом».
Симон Ноэль OSB
Перевод с французского Алексея Турманна
Иллюстрация: Дуччо ди Буонинсенья. Христос на пути в Эммаус
Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №4 2011