Многие евангельские притчи повторяют призыв к подлинному обращению. Одна из них — о пире. Царь устраивает пир в честь свадьбы своего сына; в назначенный час он посылает своих слуг позвать приглашенных (ср. Мф 22, 1). Им не нужно платить за участие в этом пире, как то бывало обычно; нет, участие в этом пире — бесплатное. Они должны только принять или отклонить приглашение.
Другая притча на эту тему — о пропавшей овце. Иисус заканчивает ее такими словами: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15, 10). Но в чем состояло обращение этой овечки? В том, что она сама смогла вернуться домой? Нет, это пастырь пришел и взял ее и принес ее на своих плечах. Он нее потребовалось только позволить ему принести себя на этих плечах.
Святой Павел, после того как Иисус появился в его жизни и привнес в нее драматический опыт, в послании к Римлянам (3, 21 и далее) неукротимо провозглашает эту небывалую евангельскую новизну. Вот как он вспоминает о том, что изменилась его жизнь:
“Но что для меня было преимуществом [быть обрезанным, быть евреем, неукоснительно соблюдать закон], то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере” (Фил 3, 7-9).
Вот почему Евангелие носит название «благой вести», вот почему оно является источником радости. Оно говорит нам о Боге, который, по чистой благодати, пришел к нам навстречу в Своем Сыне Иисусе. О Боге, который так возлюбил мир, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).
Многие помнят из всего Евангелия едва ли не одну только фразу Иисуса: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16, 24) — и убеждают себя, что Евангелие — это синоним страданий и самопожертвования, а не радости. Но посмотрим глубже: «…и следуй за Мною» — куда? На Голгофу, на крестную сменрть? Нет, в Евангелиях этот эпизод — предпоследний, а не последний. Тот, кто следует за Ним, посредством креста приходит к воскресению, к жизни и к бесконечной радости!
Вера, действия и Дух Святой
Но не сводим ли мы Евангелие до одного измерения, измерения веры, забывая о делах, действиях? И как объяснить те многочисленные фрагменты Нового Завета, в которых слово «обращение» относится к тем, кто уже верует? Следовавшим за ним апостолам Иисус однажды сказал: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18, 3). Евангелист Иоанн в «Апокалипсисе» повторяет каждой из семи церквей призыв «обратитесь», и смысл этих слов вполне ясен: вернись к прежнему рвению, бди, твори те дела, что творил прежде, перестань тешить себя иллюзиями, представляя себя на месте Бога, выйди из своей теплохладности! (Ап 2-3).
Это можно объяснить через простую аналогию с физическим миром. Ребенок ничего не может сделать для того, чтобы быть зачатым в лоне своей матери; он нуждается в любви двух своих родителей, которые дают ему жизнь; но когда он уже появился на свет, он должен начать работать своими легкими, дышать, сосать молоко — в противном случае полученная им жизнь прервется. Именно в этом смысле следует понимать фразу святого Иакова: «вера без дел мертва» (Иак 2, 26) — можно сказать, что вера без дел умирает.
Этот же смысл католическое богословие всегда видело в словах Павла о вере, которая действует любовью (Гал 5, 6). Спасаются не силой своих добрых дел, но не спасаются и без добрых дел.
В своем апостольском послании [Evangelii gaudium] папа Франциск размышляет об этом взаимодействии веры и дел. Начав со слов о радости Евангелия, которая наполняет сердце, далее в тексте послания он вспоминает все те великие «нет», которые Евангелие произносит против эгоизма, несправедливости, идолопоклонства деньгам; и все те великие «да!», которые Евангелие призывает нас сказать служению ближним, социальной ответственности, заботе о бедных. Это показывает, что личная встреча с Иисусом, о которой говорится в начале послания, эта встреча ни в коем случае не индивидуалистическая; напротив, она становится движущей силой для евангелизации и личностного освящения.
Евангелие накладывает на нас определенные обязательства, но они не отменяют того обещания радости, с которого Иисус начал свое служение и с которого папа начинает свое послание — эти обязательства, напротив, укрепляют радость. Та благодать, которую Бог предложил людям, посылая в мир Своего Сына — теперь, когда Иисус умер, воскрес и послал Духа Святого, не предлагает верующему лишь соблюдать закон и долг; Он действует в каждом верующем и с каждым верующим посредством благодати. Он делает верующего «преизобилующим радостью, при всей скорби» (ср 2 Кор 7, 4).
И папа Франциск завершает свое послание этой уверенностью. Он напоминает, что Дух Святой «подкрепляет нас в немощах наших» (Рим 8, 26). В нем наша великая помощь. Радость, обещанная Евангелием — это плод Духа (Гал 5, 21), и эта радость сохраняется только благодаря тому, что мы пребываем в контакте с Ним.
Папа недавно встречался с лидерами харизматических братств и привел им такой пример: что происходит, когда человек дышит? Дыхание состоит из двух этапов: вдыхая, вы получаете воздух, выдыхая, выпускаете его. Папа видит в этом прекрасный образ того, что происходит в нашем духовном организме. В молитве, в размышлениях о Слове Божьем, в таинствах, в умерщвлении, в молчании мы вдыхаем кислород, который есть Дух Святой; и мы выдыхаем его, когда идем навстречу ближним, когда провозглашаем нашу веру, когда творим дела милосердия.
Время Великого Поста — это прежде всего время вдохновения, время вдыхания. Будем же дышать глубоко; наполним же Духом Святым легкие нашей души. И тогда — мы даже не заметим, как наше дыхание станет пахнуть Христом. Доброго вам поста!
Источник: www.cantalamessa.org
Перевод: Сергей Гуркин