Время вдохновения для новой евангелизации. Часть 2

В прошлое воскресенье мы приводили начало размышления проповедника Папского дома отца Раньеро Канталамессы над апостольским посланием Папы Франциска «Радость Евангелия». Оно развивалось вокруг личной встречи со Христом как конечной цели евангелизации, а так же вокруг исторических предпосылок необходимости «новой евангелизации». Сегодня о. Раньеро приводит примеры «обновленческих» общин и движений в Церкви и говорит о Евангелии как источнике радости.

Как ответить на новые вызовы?

С необходимостью подготовки к крещению и/или необходимостью найти новые способы для новой евангелизации уже крещеных сталкивались, конечно, и раньше. Чтобы не ходить далеко, вспомним, что в 1972 году в Риме было основано движение «Ритуал христианского посвящения взрослых»; оно предлагало особый вид подготовительного катехуменального пути для взрослых перед крещением. В некоторых регионах, где живут представители разных религий, где многие приходят к крещению уже взрослыми, этот метод оказался весьма эффективным.

Но что делать со всеми теми христианами, которые уже крещены и которые являются христианами только по имени, но не по сути, с теми, кто находится целиком и полностью вне общения с Церковью и таинствами? Ответ приходит скорее от самого Господа, чем от нашей человеческой деятельности. После Второго ватиканского собора появились бесчисленные церковные движения, объединения мирян, «обновленческие» приходские общины. Эти движения весьма отличаются друг от друга по своему стилю и по своей численности. Но их общий вклад состоит в том, что они — контекст и инструмент, который позволяет многим взрослым людям сделать осознанный личный выбор Христа, отнестись к своему крещению всерьез, стать активными членами Церкви.

Святой Иоанн Павел II видел в этих движениях и приходских общинах живые «знаки новой весны Церкви». В апостольском послании Novo millennio ineunte он писал:

«Мы обязаны поощрять подобные церковные движения, имеют ли они форму традиционную или новую: они продолжают давать Церкви ту бодрость, которая есть дар Божий и которая составляет подлинную «весну Духа»».

В том же смысле неоднократно высказывался и Бенедикт XVI. В проповеди крещальной Мессы в Великий Четверг 2012 года он сказал:

«Глядя на церковную историю после Второго ватиканского собора, нельзя не заметить динамику подлинного обновления. Она принимает разные формы в разных, полных жизни движениях. Она делает почти осязаемой неиссякаемую бодрость Святой Церкви. Она есть присутствие и действие Духа Святого».

Почему Евангелие наполняет радостью сердца и жизни верующих?

Вернемся к посланию Evangelii Gaudium Папы Франциска. Оно начинается со слов, которые и дали документу его название: «Радость Евангелия наполняет сердце и всю жизнь тех, кто встречает Иисуса». Есть связь между личной встречей с Христом и радостью от Евангелия. Радость Евангелия можно почувствовать, лишь установив близкие личностные отношения с Иисусом их Назарета.

Если мы не хотим, чтобы слова оставались только словами, мы должны задать себе такой вопрос: почему Евангелие может стать источником радости? Это лишь красивый слоган — или это соответствует истине? И другой вопрос, который мы должны задать себе еще раньше: почему Евангелие носит такое название — «благая весть», «хорошая, радостная новость»? Лучший способ ответить на этот вопрос — посмотреть, когда это слово, произнесенное самим Христом, впервые появляется в Новом Завете. Марк в начале своего Евангелия делает краткое обобщение того послания, которое Христос проповедовал в городах и селениях после своего крещения в водах Иордана:

«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 14-15).

На первый взгляд это не такая уж радостная, не такая уж веселая новость; звучит скорее как строгий призыв к изменению. Эти слова звучат в начале Великого Поста, в первое воскресенье, и тот же смысл заключен в обряде посыпания головы пеплом: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». И нам очень важно понять подлинный смысл такого начала Евангелия.

Подлинный смысл послания Иисуса был несколько затемнен не вполне точным переводом слова «metanoeite» («покайтесь»). Вульгата переводит на латынь это слово как «paenitentiam» (покайтесь) в Евангелии от Марка и «paenitentiam agite» (совершите покаяние) в Деяниях апостолов. С таким аскетическим смыслом термин вошел в общий язык Церкви и ее проповеди, хотя подлинный смысл слова — это подлинное обращение, изменение мышления, выход на уровень идей совершенно иного порядка.

До Христа «обратиться» всегда означало «(по)вернуться назад» (в иврите это одно и то же слово), то есть вернуться к соблюдению нарушенного Завета, вернуться через новое соответствие своей жизни Закону. Устами пророка Захарии Господь говорил: «обратитесь ко Мне… обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших» (Зах 1, 3-4, ср. также Иер 8, 4-5). Обращение, следовательно, имело смысл принципиально аскетический, моральный, покаянный, — и оно меняло поведение и жизнь. Обращение рассматривается как условие спасения; смысл такой: «обратитесь, и будете спасены; обратитесь, и спасение придет к вам».

Этот смысл слова «обращение» сохраняется вплоть до Иоанна Крестителя (ср. Лк 3, 4-6). Но в устах Иисуса значение слова меняется; не потому, что Ему нравилось менять значения слов, а потому что с Его приходом изменилась сама реальность. Нравственное значение отходит на второй план (по крайней мере в начале Его проповеди), на первом плане оказывается нечто новое, незнакомое. Слово «обратиться» больше не означает «(по)вернуться назад»; теперь оно означает сделать шаг вперед и войти посредством веры в Царство Божие, которое приблизилось к людям. «Обратиться» — значит принять немедленное решение, чтобы сбылись обещания Божии.

«Покайтесь и веруйте» — это не две разные вещи, которые следуют одна из другой — это одно и то же действие: обратитесь, то есть верьте; обратитесь, веруя! Это подтверждают и слова Фомы Аквинского: «Первое обращение состоит в том, чтобы верить». Обращение и спасение поменялись местами. Нет больше прежней последовательности «грех — обращение — спасение» («обратитесь, И БУДЕТЕ спасены; обратитесь, и спасение ПРИДЕТ к вам»). Теперь иначе: грех — спасение — обращение («обратитесь, ПОТОМУ ЧТО вы спасены; обратитесь, потому что спасение УЖЕ ПРИШЛО к вам»). Не люди изменились — люди не лучше и не хуже тех, что были прежде; изменился Бог — это Он, когда пришла полнота времени, послал Сына Своего, дабы нам получить усыновление (ср. Гал 4, 4-5).

Продолжение следует…

Источник: www.cantalamessa.org

Перевод: Сергей Гуркин