Вопрос: Какая разница между освященным и неосвященным религиозным предметом? Не является ли фетишизмом почитание освященных предметов?
Ответ: Освященный предмет представляет собой знак, указывающий на источник всего священного — Бога. Освящение предмета служит для того, чтобы оживить нашу память о Его присутствии или о присутствии святых. Освященный предмет – это также выражение дара, защиты и благословения, и всеми этими свойствами он обладает ex opere operantis, то есть в зависимости от благочестия того, кто просит о них и для этого обращается к священнику, то есть к посредничеству Церкви: таким образом, в силу общения духовных благ, по молитвам Церкви верующий стяжает защиту, благословение и испрашиваемые милости.
Иногда говорят об особой силе, которой наделены освященные предметы. Обратимся к Новому Завету: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19,11-12).
Когда священник призывает благословение какого-либо святого на определенный предмет, он призывает силу и власть Иисуса Христа, действовавшего в этом святом, как это происходило с верующими из Эфеса.
Освящение религиозных предметов не имеет ничего общего с фетишизмом. Фетишисты считают, что предмет сам по себе обладает особыми божественными свойствами. Фетишизм — форма суеверия, граничащего с идолопоклонством. В то время как освященный христианским служителем религиозный предмет отсылает к силе Иисуса Христа, действующей через него. Освященные предметы – это, как мы уже сказали выше, часть общения духовных благ. Через эти предметы, согласно домостроительству спасения, верующий стяжает плоды молитвы Церкви. Освященные предметы относятся к так называемым сакраменталиям. Согласно 1166 канону канонического права, сакраменталии – это священные знаки, «посредством которых обозначаются и по ходатайству Церкви обретаются последствия, по преимуществу духовные».
Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана