Вопрос: Что думает Церковь о том, существует ли разумная жизнь на других планетах? Если это может быть, то Бог и туда посылал Своего Сына, чтобы люди уверовали?
Ответ: Совместима ли с нашей верой идея о существовании жизни на других планетах? Совместимо ли это с утверждением о том, что человек занимает центральное место в Божьем творении? Эти вопросы уже давно интересуют верующих, и современные философы и богословы пытаются дать на него ответ. Процитируем некоторых из них.
Священник Атос Турки, доцент философии на Богословском факультете Центральной Италии, пишет: «Бог, в которого мы, христиане, веруем, разумеется, обладает достаточной силой, чтобы не ограничиваться необходимым минимумом»: достаточно посмотреть на то, как обширна Вселенная. Бог сотворил не только самое необходимое для возникновения жизни, но позаботился и о необычайной красоте природы в самых её мельчайших проявлениях.
Человек считается центром Вселенной в силу особенностей его сотворения, его многосложности: подумаем о человеческом мозге, самом мощном компьютере на свете, и о способности человека искать смысл жизни. Перед этой способностью «материальное творение, звезды, планеты и все остальное кажутся просто смешными», пишет Турки, объясняя, почему человек является центром Вселенной: «Но ничего из перечисленного не противоречит предположению о том, что на других планетах могут существовать некие формы разумной жизни, то есть жизни, сравнимой с человеческой».
Католический философ предлагает поразмыслить о причине, побудившей Христа воплотиться среди людей: «Давайте придерживаться сказанного в Писаниях. Сын Божий, Иисус Христос, воплотился и вошел в человеческую историю потому, что человек согрешил, а Бог решил его спасти. Бог так возлюбил мир, что послал Своего Сына, чтобы люди имели жизнь (Ин 3,16). Если бы человек не согрешил, не было бы и Воплощения, ведь человек жил бы всегда рядом с Богом». Таким образом, Воплощение стало необходимым для людей, Бог решил вмешаться в определенный момент истории, чтобы возвратить человека, рисковавшего погибнуть, к его участи, то есть к общению с Богом». Что касается «инопланетян», то «если бы и эти живые существа столкнулись с нашими проблемами, ничего бы не помешало Богу устроить нечто подобное Воплощению». Иными словами, «ни мысль о том, что мы – единственные, уникальные разумные существа, ни предположение, что есть и другие разумные существа, более или менее на нас похожие, — эти мысли ничего не меняет в представлениях о Боге Творце, поскольку Бог не обладает узким кругозором».
Итальянский физик, католик, преподаватель в университете Бикокка, в книге под названием «Одни ли мы во Вселенной?», дает однозначный ответ: не существует никаких инопланетных существ. А вот отец Хосе Габриель Фунес, известный астроном-иезуит и директор Ватиканской обсерватории, думает иначе: «По-моему, такая вероятность есть. Как можно исключить возможность того, что жизнь развилась и в другом месте? Раз на Земле существует многообразие творений, значит, могут существовать и другие создания, в том числе и разумные, которые были сотворены Богом. Это не противоречит нашей вере, потому что мы не можем устанавливать пределы творческой свободе Бога. Говоря словами святого Франциска, если мы будем считать земные создания братьями и сестрами, то почему нельзя говорить о «внеземном» брате? В любом случае, он был бы частью творения». Фунес затем подтверждает идею богослова Турки о Воплощении Иисуса Христа:
«Воспользуемся евангельским образом потерянной овцы. Пастырь оставляет девяносто девять овец в овчарне и идет искать ту, которая заблудилась. Давайте представим себе, что в нашей Вселенной есть сто овец, соответствующих разным формам творения. Мы, принадлежащие к человеческому роду, могли бы быть как раз той потерянной овцой, грешниками, нуждающимися в пастыре. Бог сделался человеком во Иисусе, чтобы спасти нас. Поэтому, если бы даже существовали другие разумные создания, не факт, что они нуждаются в искуплении. Они вполне могут пребывать во всецелой дружбе со своим Творцом».
Напомним, что Церковь высказалась по поводу инопланетян еще в далеком 1277 году. Епископ Парижский объявил тогда ересью утверждение о том, что творческая сила Бога ограничена одной лишь Землей. По сей день в Ватикане часто проходят встречи с астрономами и астрофизиками, посвященные гипотезе об инопланетной жизни.
Бог Единый в Троице, о Котором мы знаем из еврейско-христианского Откровения, не является ни геоцентричным, ни антропоцентричным, пишет Танзелла-Нитти. Бог универсален и трансцендентен, Он обладает творческим всемогуществом, охватывающим все сущее. Так, универсальными являются существование отцовства и сыновства, понимание которого связано с процессом порождения, общим для всего живого. Универсальна концепция Любви-Дара, Святого Духа как общения, альтруизма и самоотдачи, — все это универсально для всякого сознания. Воплощение Глагола также обладает ценностью универсальной, а не местной. Его главенство над ангелами может быть и выражением главенства над всеми возможными созданиями. Речь идет о главенстве христоцентричном, — хотя нам и не дано знать, как оно осуществляется. Последнее слово на тему инопланетной жизни – не за богословием, а за наукой. Богословию, как и всему человечеству, остается только подождать.
Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана