Быть уязвимым нелегко. Если вы делитесь с кем-то своими сокровенными мыслями и желаниями, то доверяетесь ему, не зная, как вас примут и как поймут. Бывают времена, когда мы чувствуем себя беспомощными, например, при изнурительной болезни или травме, когда становимся свидетелями страданий других, когда теряем работу или дом, и в других подобных ситуациях, которых великое множество.
Но быть уязвимым перед Богом означает прийти к Тому, Кто ради нас стал абсолютно уязвимым на кресте. Он создал и поддерживает саму нашу жизнь. Ничто не укрыто от Его взгляда (Евр 4: 13). Только Бог знает наше сердце (Пс 44: 21). Когда мы открываемся Богу, разжимая сжатые руки, которые так отчаянно держатся за привычный способ действовать, у нас появляется возможность увидеть, как возрастает наша вера в могущество Бога.
В своей уязвимости обращаем взгляд к Иисусу
Уязвимость пугает нас, но нам не обязательно проходить этот путь уязвимости в одиночку. Иисус прошёл путь наибольшей уязвимости. Он сошёл с небес и стал человеком: принял плоть со всей её уязвимостью и слабостью. Он делил жизнь со Своими учениками, и они помнили Его образ жизни, когда стали первоначальной Церковью. Иисус стал уязвимым ради нас, поэтому мы и можем доверить Ему свою уязвимость.
Сделавшись такими же как мы в Своей человечности, Он открылся физической слабости, боли и скорби. Он не потерял Своей силы и власти, оставаясь Богом, но добровольно положил за нас Свою жизнь. Послание к Евреям говорит об Иисусе как о нашем «великом Первосвященнике», потому что Он может сострадать нам в наших немощах (Евр 4: 15). Стать похожим на Иисуса, значит принять крест, стать слабым. Потому что, когда мы слабы, тогда сильны, потому что Божьей благодати достаточно для нас (2Кор 12: 9-11). Когда мы следуем за Христом и послушны Ему, наша вера и доверие Ему возрастают.
Возрастать в вере значит отпускать то, что мы считаем своим
Хочется надеяться, что возрастание в вере – это то, к чему стремятся все ученики Иисуса. Мы можем молиться: «Умножь в нас веру!», как просили Иисуса апостолы (Лк 17: 5). Вера – это Божий дар (Еф 2: 8-9), но дело не в величине нашей веры. Дело в могуществе Бога, Который показывает, ЧТО Он может сделать с тем малым, что мы способны предложить.
Как в случае с мальчиком, у которого было две рыбки и пять хлебных лепёшек, которые накормили 5 000 человек (Ин 6: 5-13), Иисус берёт то, что у нас есть, и работает с этим Своей властью. Вся власть, честь и слава принадлежат Господу (Откр 4: 11).
Когда мы слабы и уязвимы, маловероятно, что мы будем полагаться на себя, и потому мы скорее обратим взгляд к Иисусу, Который «восполняет всякую нашу нужду» (Флп 4: 19). Часто мы можем идти по жизни, думая, что обладаем контролем над определёнными вещами и можем обеспечить себе безопасность. Но в реальности, всё то, что мы считаем своим и от чего зависим, может быть отнято в одно мгновение. Если мы полагаемся на Иисуса – Скалу нашей веры, то можем сказать вместе с проповедником Чарльзом Спердженом (Британский проповедник второй половины 19-го века, баптист, оказал большое влияние на многие протестантские деноминации. – Прим. пер.): «Я научился целовать волну, которая бросает меня на Скалу Веков».
Страдания, преследования и трудности могут сделать для строительства нашей веры больше, чем наши собственные старания. Из-за этих трудностей и страданий мы может почувствовать, что тонем: наша вера становится зыбкой, мы вот-вот пойдём ко дну! И тогда мы можем закричать, как Пётр: «Господи, спаси меня!» (Мф 14: 30). Иисус немедленно протягивает руку и спасает Петра.
Именно тогда, когда мы слабы, к нам приходит понимание, что Он силён, а мы – нет. Мы не можем ни спасти себя, ни возрасти в вере без силы Святого Духа, действующей в нашей жизни. Мы должны не угашать Духа (1Фес 5: 19), но продолжать уступать Ему, следовать за Иисусом и быть послушными Богу.
Быть уязвимыми перед Богом и перед другими
В нашем мире, полном фальшивых новостей и интригующих роликов, есть огромная жажда правды и честности. Если мы смотрим в лицо нашим страхам, боремся с нашими тревогами и делимся переживаниями, это может помочь нам продвигаться вперёд шаг за шагом. Если мы стремимся жить в отношениях с Богом и с другими людьми, мы больше не чувствуем себя такими одинокими и отрезанными ото всех.
Обрести надежду можно, если оторвать глаза от самих себя и наших обстоятельств и направить взгляд на Иисуса и на других. Наша уязвимость позволяет другим помогать и служить нам. Она также помогает нам подбадривать друг друга, бросать вызов сомнениям и возрастать в вере, «поощряя друг друга к любви и добрым делам» (Евр 10: 24-25).
Мы можем не увидеть немедленных изменений в нашей жизни или в жизни других, в которые мы вкладываемся, но изменения произойдут силой Святого Духа, Который производит всякое действие. Уязвимость означает, что мы умеем подчиняться, зная, что Бог действует в наше слабости.
Иисуса встречали толпы народа, приходившие к Нему со всеми своими нуждами, и просили Его сделать что-то для них. У женщины, страдавшей кровотечением 12 лет, была вера, что она сможет исцелиться, если только прикоснётся к краю Его одежды. И как только она прикоснулась, кровотечение остановилось, а Иисус почувствовал, что сила вышла из Него (Лк 8: 44-46).
В том обществе, где она жила, её считали нечистой, поэтому для неё было рискованно прийти к Иисусу, окружённому множеством людей. Она хотела прикоснуться к Нему тайком, и всё же Иисус обратился к ней перед всем народом, поставив её в центр всеобщего внимания. В страхе упала она к Его ногам. Она была выставлена напоказ перед всей толпой за то, что сделала. Но Иисус не бранит и не осуждает её. Наоборот! Он обращается к ней: «Дочь», и говорит, что её спасла её вера (Лк 8: 48).
Мы можем увидеть действие Божье в безнадёжных ситуациях и обстоятельствах, если позволим себе признать свою слабость и ограниченность. Смиренно мы можем встать перед нашим Спасителем, зная, чего Ему стоило всё это на кресте. Ничто не сравнится с Его изломанным, избитым Телом и пролитой Кровью. Кровотечение делало женщину нечистой. И именно Тот, Кто её исцелил и назвал дочерью, пролил Свою Кровь, чтобы исцелить всех нас и усыновить, удочерить нас как сыновей и дочерей Его Небесного Отца (Еф 1: 5).
Когда мы признаём, что нуждаемся в Спасителе от греха, делающего нас нечистыми, когда мы полагаемся на Иисуса, веря, что Он может нас очистить, мы выглядим очень уязвимыми. Но на самом деле мы спасены и под защитой. Мы под защитой Его Крови.
Уязвимость как часть странствия веры
Скандалы внутри Церкви и вне её, сомнения из-за проблем, которые нас окружают, вопросы, возникающие, когда нашей вере бросают вызов, и множество других факторов могут потрясти нас. Как мы можем открыться при таком риске, что нам причинят вред? Как можно восстановить своё доверие к Богу и к другим людям, когда мы на собственном опыте прошли через болезненные испытания, оставившие нас незащищёнными? Это могла быть злоба, отвержение, игнорирование, обвинения и множество других враждебных действий, последствия которых мы несём в своём сердце. Как мы можем восстановить то, что кто-то другой растоптал, когда мы были уязвимы и открыли ему своё сердце?
Уязвимость – это ещё не конец истории, а только часть продолжающегося странствия веры. Мы больше узнаём о Том, Кто нас искупил, если открываемся Ему искренне и последовательно. Бывают времена, когда мы находимся на вершине, чувствуем себя победителями в христианской жизни, когда кажется, что вера растёт, сильная и непоколебимая. И всё же Бога можно увидеть не только в периоды такого возвышенного опыта. Он здесь и в периоды спадов и борьбы. Он здесь и в повседневности, на равнине обыденности и даже рутины.
Повседневная жизнь верующего наполнена обыденными событиями, в которых вера не взлетает на вершины и не падает в тёмные долины. Но и в эти обычные дни вера может расти в ежедневных уступках, принятии и доверии тихому течению жизни. Жизнь Иисуса включала в себя гораздо больше обыденных моментов, вроде приготовления рыбы на завтрак для друзей (Ин 21: 9), чем моментов чудотворения и воскрешения. Как говорит Иоанн (Ин 21: 25): «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».
Его ученики призваны узнавать своего Учителя, и Иисус сказал, что Его овцы знают Его голос, и Он знает их, и они идут за Ним (Ин 10: 27). Овцы – это животные, которые склонны брести куда попало, легко теряются и очень уязвимы для нападения. Но хороший пастух заботится об овцах и полагает свою жизнь за овец (Ин 10: 11). Этот хороший пастух – Иисус, а мы – как уязвимые овцы. Но если мы каждый день странствуем вместе с Ним, мы узнаём Его голос, и можем доверять Тому, за Кем следуем.
Уязвимость требует мужества, но мы должны продолжать смотреть на Господа Иисуса. Он знает, куда Он нас ведёт, и Он пошёл на крест ради нас не по принуждению, а добровольно. Он был послушен воле Отца. Он призывает нас быть мужественными, полагаясь на то, что Он знает нас глубоко, любит нас вечно, и наделяет нас Своей силой.
Это должно сподвигнуть нас наблюдать, как наша вера «возрастает в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр 3: 18).
Рут Клеменс
Источник (англ.): Bible Study Tools
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: Unsplash/Ben White