Смартфон и соцсети – не проблема. Отключение и блокировка – не решение

Каждое серьёзное социальное изменение и каждое важное технологическое изобретение приносят нарастающую боль. Не явилось исключением и появление социальных сетей, которые меняют саму парадигму жизни.

Подумайте об этом: прямоугольное устройство, которое умещается у вас в кармане, не только даёт вам доступ ко всей полноте человеческих знаний, но и позволяет связаться с большинством ныне живущих на планете людей простым нажатием кнопки на экране. Перспектива просто ошеломительная.

В этом свете становится почти понятно, почему у небольшого, но очень громкого меньшинства молодых взрослых, которые не знали мира без интернета, может возникать желание перерезать провод и обругать социальные сети.

Однако всерьёз я встревожился, когда прочитал о стипендии в 5000 долларов, которую предлагает один консервативный францисканский университет в Стьюбенвилле, штат Огайо, чтобы поощрить студентов отключиться от сети.

Обеспокоила меня не идея временно отключиться, не признание необходимости сделать паузу от непрерывной бомбардировки рекламой, политическими дебатами и лукавыми инфлюенсерами. Нет, меня поразило другое: высшее учебное заведение поощряет своих студентов поставить страх выше знания, убежать и спрятаться от мира, предоставить социальные сети в полное распоряжение тем сомнительным силам жадности и нарциссизма, которые в настоящее время их населяют!

Я не закрываю глаза на проблемы, которые смартфоны и социальные сети вызывают в жизни студентов: постоянные уведомления мешают сосредоточиться на настоящем моменте, алгоритмы загоняют нас в информационные пузыри конформистских предубеждений, а анонимность социальных сетей может искушать даже лучших из нас к недобрым высказываниям онлайн.

Но не должен ли колледж, особенно католический, учить своих студентов использовать эти инструменты разумно и с верой вместо того, чтобы поощрять их вернуться, метафорически выражаясь, «в пещеру»?

Устроить себе «каникулы от смартфона» может быть полезно для студентов Францисканского Университета, чтобы сосредоточиться на учёбе и более полно прожить эти быстро пролетающие годы студенчества, оставаясь «здесь и сейчас». Но это может быть также защитным механизмом избегания, поощряющим студентов спрятаться от цифрового мира или, хуже того, демонизировать его.

Любой студент этой программы, который не выберет жизнь в монашеском затворе, рано или поздно столкнётся лицом к лицу с реальностью цифровых СМИ. И когда это произойдёт, он может обнаружить, что совершенно не готов к жизни в современном мире.

Разве не было бы более эффективным вместо «стипендии на отключение» предложить студентам занятия, на которых можно узнать, как работают интернет-платформы, каковы наиболее опасные скрытые мотивы, реализуемые через них, и как в них ориентироваться? А как насчёт занятий о том, как использовать эти платформы во благо, ради общности и инклюзивности, и как католики могут стать убедительными примерами такого поведения?

Сейчас становится модным обвинять социальные сети в большинстве проблем нашего общества: ухудшение ментального здоровья молодёжи, рост насилия и распространение «групп ненависти» – это только некоторые из них. Не вызывает сомнений, что соцсети внесли вклад в то, чтобы вытащить на свет эти реальные и неотложные проблемы.

Даже наше правительство (автор имеет в виду правительство США – прим. ред.) выбрало соцсети в качестве дежурного «пугала». 26 апреля четверо сенаторов внесли двухпартийный законопроект, который, помимо прочего, запрещает детям до 13 лет участвовать в социальных сетях, требует согласия родителей и запрещает использовать алгоритмы, создающие эхо-камеры, для детей в возрасте 13-17 лет.

Это не сработает. И не только потому, что подростки знают обходные пути в интернете намного лучше, чем я или вы. Это не будет работать в долгосрочной перспективе, потому что это отказ от личной ответственности на всех уровнях. Полный запрет не поощряет родителей к тому, чтобы учить, подавать пример и самим практиковать ответственное и разумное использование социальных сетей. Запрет не сдержит большие технологические корпорации, отвечающие за свои платформы, и не возложит ответственности за изменения на корпорации, владеющие миллиардами. Запрет, адресованный детям, не предотвратит распространения языка ненависти.

Запрет не решит проблем, связанных с соцсетями, он усугубит их и обречёт наших детей на неудачу. Если в Фейсбуке, Твиттере, Инстаграмме, ТикТоке или Ютубе не произойдёт существенных изменений, наши дети попадут в них, достигнув 17 лет, но оставаясь совершенно неподготовленными, необразованными и уязвимыми.

Но что ещё хуже, так это то, что этот закон фактически признаёт социальные сети фундаментально плохими и предполагает исключить их из числа инструментов, с помощью которых можно достучаться до людей, мирно их организовывать, формировать общины и взаимодействовать с миром.

Цифровые медиа – это дар Божий. Они предлагают возможности для встречи, сопровождения и евангелизации. Они позволяют нам выйти за пределы зоны комфорта и стать лицом к лицу с живой реальностью других людей, принадлежащих к другим культурам и живущих в другой экономической ситуации. Они позволяют нам помочь кому-то, кто переживает трагедию, и присоединиться кому-то, кто отмечает свой триумф. Они предлагают устанавливать связи и общаться.

Обвинять соцсети или смартфоны в проблемах общества или Церкви – это всё равно, что обвинять томограф в диагнозе «рак» или фонарик в том, что он бросает свет на стоящие перед нами препятствия. Это лёгкий путь: свалить вину на безликую сущность, обвинить разоблачителя вместо того, чтобы посмотреть в зеркало и сказать себе: «Я тоже часть этих проблем».

Соцсеть не ответственна за язвительность католического Твиттера, а вот католики, пользователи Твиттера, – ответственны. Не трансляция Мессы на Фейсбуке* является причиной, почему люди не приходят на Мессу, а формальное служение Литургии, бессмысленные проповеди и недоброжелательные священнослужители. Не смартфоны являются базовой причиной, по которой подростки переживают нарастающую тревогу, а нарушение общественного спокойствия из-за полудюжины таких фундаментальных проблем, как изменение климата, контроль над оружием и социальное неравенство.

Не социальные сети и смартфоны являются проблемой, а то, как мы с ними обращаемся. Пришло время взять на себя ответственность, сделать шаг назад и научиться использовать эти потрясающие дары ради нашей общей миссии как католиков, ради человеческого братства.

Соцсети – это призвание, которое не каждому поручено, но этот вывод можно сделать только после тщательного распознавания. Вместо того, чтобы убегать от соцсетей и полностью отключать смартфоны, как призывают студентов Францисканского Университета, нам нужно научиться жить с ними и эффективно использовать их в качестве инструментов.

*Facebook и Instagram — ресурсы Meta Platforms Inc. — организации, деятельность которых запрещена на территории РФ.

Джон Гроссо

Источник (англ.): National Catholic Reporter

Перевод: Наталья Проскурина

Фото: Unsplash/Clique Images