Кардинал Пелл: «Я должен защищать и объяснять взгляды Папы»

— Епископ Феллай назвал Папу Франциска «настоящим модернистом», а также высказал мнение, что его избрание сделает «катастрофическое» состояние Церкви в «10 000» раз хуже. Что Вы скажете на это?

— Мягко говоря, я думаю, что это полнейшая чушь! Франциск показал себя как верный сын Церкви и продолжает доказывать это. Папа очень, очень обеспокоен каждодневной жизнью народа, бедностью, страданиями, трудными ситуациями… Он абсолютно верен учению Христа и традициям Церкви.

— Выходит, что люди вроде Феллая полностью искажают слова Папы Франциска?

— Конечно, это гигантское искажение! На самом деле, «лефевристы» — многие из них — искажали ситуацию десятилетиями. Большая заслуга Бенедикта XVI, что он пытался помириться с ними, но они не ответили, даже отвергли руку дружбы. Сегодня Церковь приняла II Ватиканский Собор. Вы можете не соглашаться с каждым решением Собора, но сегодня это часть Церкви. Иного пути нет.

— Аргентинский теолог, о. Карлос Галли, недавно сказал, что видит в Церкви «синдром старшего брата», наблюдая, как Франциск все больше и больше сближается с церковными «блудными сынами». Что скажете?

— Я думаю, что это наша задача, задача «старших братьев», чтобы помочь отцу и поддержать его в стремлении вернуть домой «блудного сына».

— Вам и семи другим кардиналам предоставлена беспрецендентная возможность сесть рядом с Папой и обсудить насущные вопросы Церкви. Каково это, быть на такой встрече?

— Я думаю, значение этого события мы все хорошо понимаем. Но зато никто не знает, была ли раньше у Папы возможность собрать подобную регулярную группу советников вне стен римской Курии. Теперь она есть. В Совете Кардиналов, а также на Архиерейском Синоде, членом которого я также являюсь, обсуждения были откровенными, доброжелательными и по существу. У Папы не было возможности много говорить, но он прекрасный слушатель. Он хотел, чтобы кардиналы говорили свободно. Он не любит лести, и это позволяет работать эффективно. Поэтому говорили по делу и не тратили время попусту. Мы советники, мы должны давать Папе советы, которые он волен принять, отклонить или изменить. Мы высоко ценим это, а также возможность, которую Папа дал кардиналам со всего мира, из всей Церкви. Это будет работать на благо Церкви в долгосрочной перспективе. Быть изолированным и неверно информированным – плохо для Папы. Мы говорили о реформе римской Курии, Вселенской Церкви, а также Франциск затронул темы семьи и брака.

— Очередная встреча Папской 8-ки запланирована на 3-5 декабря 2013 года, а затем – в феврале 2014. Кажется, Папа торопит события чтобы поскорее завершить реформу, хотя бы Римской Курии. Это правильное мнение?

— Я считаю, это разумное ожидание, только вот будет ли он работать именно так, я не знаю. По крайней мере, до середины следующего года, я думаю, мы будем встречаться раз в два месяца. Ни для кого уже не секрет, что кардиналы на предварительных встречах перед Конклавом говорили об улучшении жизни в Церкви, и я верю, что Папа Франциск полностью разделяет наше желание это сделать.

— Вы думаете, что с помощью 8-ми кардиналов-советников Папа составит проект реформы Курии к середине 2014?

— Кто знает. Я думаю, Папа хочет, чтобы дело скорее двигалось, так как все понимают, что излишнее затягивание вызывает неопределенность и тревогу за будущее.

— Вы являетесь членом не только Совета Кардиналов и Синода, но также комиссии по реформе финансов Ватикана. Вы уверены, что проблемы с деньгами Святого Престола будут решены в скором будущем?

— В общем, да. Есть некоторые скользкие моменты, но прогресс в деле ИРД (Банка Ватикана) очевиден. Большая работа была проведена группой из семи экспертов, которые являются людьми компетентными. Наша главная цель – вести бизнес в соответствии с международными нормами, то есть, проводить ежегодный независимый аудит, что позволит уменьшить путаницу.

— Папа Франциск созвал внеочередной Синод Епископов, чтобы сосредоточиться на пастырских проблемах. Почему?

— Он созвал подобный Синод, – лишь третий в истории – чтобы показать, какие вызовы перед нами ставят нынешние проблемы семьи и брака во всем мире. Статистика совершенно поразительна. Чем больше распадается браков, чем больше разводятся семьи, тем больше подрываются устои, необходимые для процветания человека в обществе. Это очень серьезный вызов, и он должен быть рассмотрен не только Церковью, и правительствами, даже если они имеют дело только с финансовыми последствиями. Хорошие правительства беспокоятся и за последствия для людей. Перед созывом Синода все это обсуждалось, и Папа решил, что он должен принять подобное решение. И вот оно принято.

Теперь Синоды будут работать по-новому. Внеочередной пройдёт в октябре 2014, затем его результаты будут разосланы по поместным церквям для дальнейшей обработки и применения «на местах». После этого все соберутся на плановый Синод в 2015 году. Думаю, в 2015 будет немного иная тема, но, все равно, два Синода будут существенно пересекаться. Я ожидаю, что тема семьи будет затронута на обоих.

— Папа меняет способ работы Синода?

— Знаете, я был на Синоде уже три или четыре раза, и никогда не видел, чтобы Папа вот так запросто пришел и говорил с нами в течение двух с половиной дней, а Франциск это сделал. Епископы очень благодарны Папе за такую беседу, а также за шанс внести свой вклад и быть услышанными.

— Новые процессы в Церкви дают Вам надежду?

— Каждый процесс должен быть хорошо управляем, чтобы он преуспел. Я надеюсь, что так и будет. И даже если на пути мы встречаемся с проблемами, в конце это будет крепко стоящая на ногах католическая жизнь.

— Что больше всего впечатлило Вас в поездке в Ассизи?

— Много впечатлений, но больше всего то, как Папа провел час с инвалидами, детьми, подростками и новорожденными. Их всех было более сотни! Он поздоровался с каждым из них отдельно, обнял, поцеловал, благословил каждого из них, а также родителей или опекунов. Это было как во времена Христа. Все были очень терпеливы, был крик и плач детей-инвалидов… Папа очень сочувствует больным и страдающим людям, все ощущают и ценят это.

— Папа пришёл в то место, где св. Франциск раздел себя в знак солидарности с бедными. Там, отбросив заготовленный текст, он говорил от всего сердца. Как это отразилось на Вас?

— Мне было очень приятно услышать от него, что не только кардиналы и духовенство не должны гнаться за «мирскими ценностями», но что это касается всех христиан.

— После этих дней, разделенных с Папой Франциском, опишите его. Что больше всего Вас в нем поразило?

— Он хороший человек. Он практикует то, что проповедует, а именно бедность, на протяжении многих лет. Он хороший пример «иезуита старой школы»: прекрасно образован, имеет сильный самоконтроль, опыт работы на различных должностях и, конечно, силён молитвенно. Иезуиты не славятся как мастера литургии, но Папа говорит красивые, красивые проповеди… Они и сама личность Папы вдохновляют меня. Я думаю, Франциск внесет полезный и глубокий вклад в жизнь Церкви.

Источник: Vatican Insider

Перевёл Анатолий Максимов.