Что мы знаем об английской королевской семье? Шляпки, скачки, измученная формализмом и журналистами леди Диана, великолепная свадьба молодого принца… И еще из школьного курса: конституционная монархия – эдакая бутоньерка на лацкане английской демократии. Король ничего не может, он только тратит деньги налогоплательщиков… Зачем он вообще этим англичанам? Сколько бы нам ни показывали фильмов о королевской семье с человеческим лицом, сколько бы ни говорили о любви англичан к своей королеве, для нас это все равно некий средневековый бзик. И вот появляется фильм, который отчасти приподнимает завесу над странным отношением жителей Туманного Альбиона к своему монарху. Перед нами своеобразная история английского Моисея, ведущего свою страну, как через безводную пустыню, через горнило страшной войны. Перед нами история не политика, не военного стратега, не экономиста. Перед нами история духовного лидера нации. «Король говорит» — история о становлении личности, избранной Богом.
Принцу Альберту Фредерику Артуру Георгу Йоркскому, когда он вступил на престол, был 41 год. Этот интересный факт как-то выпадает обычно из поля зрения историков. А ведь сорок лет – это переломный возраст, период т.н. кризиса среднего возраста. Это время переоценки ценностей и всей жизни вокруг. Время, когда дается еще один шанс изменить себя. Для реального человека, принца из рода Виндзоров, и, соответственно, для персонажа фильма «Король говорит» сорок один год стал временем глубокого перелома и появления из куколки прекрасной бабочки.
Второй сын Георга V, он никогда и не рассчитывал стать королем. Прекрасное образование и воспитание должны были подготовить его, чтобы быть вечно вторым, помощником, человеком, стоящим за спинкой трона… Он, несомненно, видел резкие изменения, происходящие в окружающем мире, и не мог не согласиться со словами, сказанными старым Георгом V: «Это раньше королю достаточно было ровно держаться в седле… Теперь мы, посредством радио, входим в дома простолюдинов, которые раньше могли увидеть нас только издали». Кроме того, на мир надвигалась большая гроза. В воздухе уже пахло электричеством, которого становилось все больше. Громкие речи Гитлера сотрясали Европу. Англия вновь втягивалась в большую европейскую войну и ей нужен был новый яркий лидер. Кто им станет? Эдуард VIII (сменивший на троне Георга V), откровенно выказывающий свою лояльность фашизму? Личность, как нас некогда учили, безвольная, выбравшая любовь взамен долга?
Новая жизнь ставила новые вопросы перед семейством Виндзоров. Старые правила больше не работали. Нужна была личность нового склада, способная противостоять не только злу во внешнем мире, но и преодолеть самого себя.
Итак, старый король умирает. На его место приходит его старший сын, которого не особенно беспокоит судьба королевства. Он влюблен и хочет личного счастья. Мощная машина аристократического воспитания дала осечку. Наследник престола, прислушавшись к зову собственного сердца, обнаружил, что Англия для него вовсе не стоит на первом месте. Никакие доводы семьи и парламента здесь не действуют. Едва отойдя от постели умершего отца, он со слезами на глазах говорит брату о том, что все равно женится на своей возлюбленной, которая мало того, что американка, так еще, и разведена два раза. Психологи говорят, что старшие дети обычно более ответственны, с большим рвением стремятся соответствовать чаяниям родителей, но английский принц вовсе не таков. Он не хочет быть главным аристократом великой державы и жить по протоколу. Дэвид Винздор, на короткий срок ставший Эдуардом VIII, ищет жизни простого обывателя. И в этом тоже веяние другого века и другого времени.
Принц Йоркский встает на первую линию престолонаследия и для него это глубокая личная трагедия. Во-первых, он тоже хочет простого человеческого счастья и спокойствия. У него прекрасная семья, любящая жена и чудные дочери. Его устраивает место за троном. Кроме того, он – заика. Многие годы он борется с этой проблемой. Все известные и маститые специалисты не смогли ничего сделать. Однако пока был жив Георг V, он усилено подталкивал сына к микрофону, стараясь приучить к публичным выступлениям, осознавая, что в годы тяжких испытаний страна нуждается в духовном лидере, ярком ораторе. Чем сильнее он давит, тем хуже получается. Оказавшись перед большой аудиторией, принц окончательно теряет дар речи. Бог избрал его быть Моисеем для англичан первой половины двадцатого века, а он изо всех сил сопротивляется, говоря, что я де косноязычен. Он не хочет ответственности, не чувствует в себе сил. Любые намеки на то, что ему нужно занять престол, приводят его в негодование.
С другой стороны, перед нами бесконечно одинокий человек, с детства пришибленный протоколом. Он ищет простых человеческих отношений, без «Ваше высочество». Он ищет своего Аарона. И находит его совершенно случайно. Вернее его находит жена принца, женщина, которая впоследствии станет столь любимой и почитаемой англичанами королевой-матерью. После маститых врачей Альберт Фредерик Артур Георг Йоркский попадает в руки к некоему Лайонелу Логу. Он сначала кажется венценосной чете плебеем из плебеев. Подумать только, встречать принцессу он выходит из туалета. Лог не идет на поводу у правил. Он ищет решение проблемы. По тем временам предлагаемые им методы были странны и непонятны. Физические тренировки, не гантели, конечно, по нынешним временам – небольшое укрепление диафрагмы. Поговорки, пение, странные движения, известные современным актерам из курса сценической речи. И еще вопросы о личной жизни, попытка войти в закрытое пространство семьи Виндзоров. Сейчас это общепринятые практики при лечении проблем речи как у взрослых, так и у детей, но тогда… Это было не новое слово, это была ересь! И, как не странно, именно она дала результаты. Малопонятный австралиец сумел разговорить короля.
Если следовать логике фильма, то Лог, приобретший немалый опыт лечения заболеваний речи с людьми, пережившими тяжкие ранения во время Первой Мировой войны, сумел найти ключик к душе будущего короля. Он выяснил, что проблема заболевания не только в слабости мышц. Нянька, издевавшаяся над маленьким принцем и даже морившая его голодом, послужила причиной возникновения, на почве нарушения неврологии, заикания. Лайонел Лог сумел найти и другие, как говорят современные психологи, «зажимы» Берти, так он называл своего пациента.
Будущий глава Англиканской церкви должен был заново осмыслить прожитую жизнь, оглядеться вокруг и принять вызовы нового страшного наступающего времени. Как Моисей он должен был стать духовным знаменем своего народа. Его окружали храбрые военачальники и мудрые политики, такие как Черчилль, например. В его задачи не входило принимать политические решения, хотя общеизвестно, что он был недоволен результатами Ялтинской конференции. Георг VI был призван вдохновлять, поддерживать и направлять. При нем во многом изменилось лицо Англии и английской монархии.
О чем же фильм? О мужестве, открытости, дружбе и порядочности. О том, что человек и его жизнь, переживания и искания, важнее любого этикета и любых древних традиций. Это фильм о том, что не надо бояться ничего нового и неизведанного, не надо бояться ответить на призыв Бога, даже если он кажется абсолютно непонятным. И о том, что в любой ситуации найдется место для любви и дружбы.
Анна Гольдина