Часть XI: о чтении Слова Божия

«И принес книжник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. И читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами, и всеми, которые могли понимать, и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для него сделали. И открыл Ездра книгу перед глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда открыл ее, весь народ встал. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. … И сказал им [Неемия]: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас». (Неем. 8:2-4,5,8,10)

Согласитесь, что выдержать чтение вслух Пятикнижия – особенно, скажем, книг Левит или Чисел, тем более, с рассвета до полудня, тем более, стоя  – задача не из легких. Однако народ, собравшийся перед Ездрой, следовал заповеди, данной Господом Моисею: «Слушай, Израиль… И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей, и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:4-7). Мария, Которая столетия спустя «слагала слова сии в сердце Своем» поступала так, как привыкли поступать сыны и дочери Израиля с истинным Словом Божиим.

Нужно признаться, что мы, сыны и дочери эпохи Гуттенберга и Билла Гейтса, ужасно избалованы. Дома в нашем распоряжении имеется Библия, возможно, на нескольких языках, в сети всегда можно найти нужную цитату по ключевым словам, не тратя времени на перелистывание страниц. Карманный литургический календарик любезно подскажет, какие чтения звучали на сегодняшней Мессе. Но представьте себе ситуацию, с которой сталкивались наши предки: если не услышишь Слово Божие здесь и сейчас, не поймешь и не сложишь в сердце свое, узнать, что говорил Господь на этой неделе, будет негде. Разве что придется бегать по деревне и приставать с расспросами к соседям.

Чтение Слова Божия, воспоминание Его великих дел и данных Им заповедей для Избранного народа было особым знаком неизменного присутствия Бога–с–нами. Жертву Тому, Кто есть Сущий, можно было принести только в иерусалимском храме. Однако народ может быть пленен, храм – разрушен, а Слово, как огненный и облачный столп, всегда указывает путь: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105) – слова, сказанные задолго до воплощения Христа.

В любом достойном деле нужна система. Уже в синагогальном богослужении (синагога означает попросту «собрание») складывается определенный порядок чтения Священного Писания. Сначала провозглашалась заповедь «Слушай, Израиль» (т.е. Втор.6: 4-9, 11, 13-21 и Чис. 15:37-41). Далее читались чтения: первое – из Пятикнижия, другое – из Пророков с их толкованием, объяснением (мидраш). Затем собравшиеся дружно пели псалмы, получали благословение священника, а под конец собирали пожертвования для нуждающихся. Ничего не напоминает?

Когда же исполнилась полнота времен, Слово стало Плотью и обитало с нами.

К сожалению, Иисус передал людям свой Новый завет в виде Своих слов, проповедей, исцелений и чудес, а не в виде переплетенного томика. Поэтому организовать благопристойную литургию Слова с чтениями из Нового завета получилось не сразу. Ученики Иисуса и те, кто слушал Его проповедь, конечно же, стремились поделиться Благой Вестью со своими ближними.

Представьте себе картину:

В одну прекрасную субботу, когда собравшиеся в  местной синагоге уже прочитали чтение из Торы и почти допели до конца псалом, в благопристойнейшее собрание врывается странный субъект, видимо, рыбак, у которого еще чешуя на рубахе не обсохла, и начинает что-то громко кричать и вообще пахнуть рыбой. Через минуту становится ясно, что кричит он такие слова:

— Братья, я возвещаю вам благую весть!

И дальше что-то совсем непонятное про Мессию и воскресение из мертвых.
Таким образом, мы получаем привычную структуру: ветхозаветное чтение – псалом – чтение новозаветное. Правда, в описанной ситуации место проповеди, скорее всего, заменяло побиение камнями. Ну что ж, спортивные мероприятия на свежем воздухе укрепляют и оздоравливают климат в любой общине.

Слова Евангелия – благая весть о победе Жизни над смертью – это еще и свидетельство того, что во Христе совершаются все заповеди, данные Отцом, в Нем исполняются пророчества, радость о Нем предчувствуют псалмопевцы. Поэтому вполне понятно, почему христианская Церковь в литургии Слова продолжает синагогальную традицию, предлагая верным сначала чтения из Ветхого Завета (обещание Бога), а затем чтение из Евангелия (выполнение обещаний во Христе). В воскресной литургии Латинского обряда в дни воскресений и торжеств Евангелию предшествует два чтения (из Ветхого Завета и/или Посланий апостолов), перемежаемые псалмом, в будние дни – одно. Подбор чтений неслучаен: ветхозаветные чтения согласуются с Евангелием, пением псалма верные отвечают на только что услышанное Слово.

Если посмотреть в более или менее подробный литургический календарь, можно обнаружить там таинственные обозначения: «год А», «год В» или «год C». Что это значит? За непонятными буквами кроется желание Церкви как можно полнее познакомить народ Божий с содержанием Библии: каждый год на воскресных богослужениях  рядового времени прочитывается по одному из синоптических Евангелий (Матфея, Марка и Луки), а Евангелие от Иоанна читается каждый год  в определенные периоды времени. Чтения на Мессах в будние дни разделены на два цикла: в четные годы читается так называемый цикл I, в нечетные – цикл II.

Чтения особых периодов литургического года – Адвента, Великого поста и Пасхального времени подобраны так, чтобы подготовить нас к той тайне, которую нам предстоит пережить (Рождество, Пасха), или … или сделать нашу радость более совершенной, как в дни Пасхального времени, потому что, «радость пред Господом – подкрепление для вас». (Неем.8:10)

Анастасия Паламарчук