с. Агнеса Мария Божьего Сердца: «Затвор — это как бы большая дарохранительница»

Жизнь в Кармеле особая, она проходит в полном затворе от мира сего. О ней говорят, что это призвание в призвании. Эксклюзивным интервью с сестрой Агнесой поделилась с нами карагандинская газета Credo.

— Дорогая с. Агнеса Мария Божьего Сердца, примите наши поздравления с днем принесения торжественных обетов! Для начала скажите, как так случилось, что современная творческая девушка, талантливый музыкант вдруг бросила все и закрылась в стенах монастыря? 

— Когда я сдала государственный экзамен по музыке, которой я, кстати, занималась 15 лет, то ощутила пустоту. Ведь то, чего я так ждала – стать профессиональным музыкантом, вдруг оказалось для меня не самым ценным… Я начала искать. Спрашивала Бога, старалась открыть Его волю в происходивших в моей жизни событиях, обращалась за помощью к монахиням и духовнику. В молитве я особенно часто спрашивала: «Куда? В какой орден?» И так случилось, что в то время я впервые побывала в Кармеле… и сразу ощутила: тут мое место. Впрочем, призвание так и осталось для меня тайной…
«Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16) – думаю, эта цитата из св. Иоанна Евангелиста наилучшим образом выражает мое призвание: призвание верить в любовь Бога ко мне, познавать ее через истины католической веры и пребывать в любви, в Нем, в Его Сердце, дабы сия любовь Его излучалась и из моего сердца, притягивая тех, кто не верит еще в Любовь Божию, воплотившуюся и распятую на Кресте спасения нашего ради, чтобы уверовали в Нее. Для меня также важно и то, что мои вечные обеты были принесены в Год веры. Ведь вера – это, действительно, наше сокровище, пока мы живем в веке сем (на земле), и можно уже сейчас обладать «небом в вере», как говорила наша бл. Елизавета Пресвятой Троицы, воплощая в себе слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» и «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). И еще эти слова были написаны «учеником, которого любил Иисус», который познал эту неизреченную Любовь Христову, возлежа на Сердце Иисуса на Тайной вечере и постигая ее при Кресте в пронзенном Сердце Бога. Из этого источника Любви и моя душа черпает «воду живую, текущую в жизнь вечную», расширяя мое сердце, дабы давать Его любовь другим во благо.

— Невеста Христа… Это бесценный дар, не правда ли? 

— Отвечу на этот вопрос цитатой уже упомянутой бл. Елизаветы: «Возлюбленная невеста Христова – само это имя является даром исключительной любви Бога, который Он дает, кому Сам желает. Быть Его невестой, живя в тесной связи с Ним, быть верной, отдавая себя Ему, через Него… и для Него! Отдавая себя так, как Он. Тогда Христос становится весь мой, а я – Его, и мы становимся «едино». Это пребывать сердцем у Сердца… Это жить с Иисусом, всегда с Ним. Это значит не уметь ничего другого, как только любить – любить, поклоняясь, любить, вознаграждая, любить, безмолвствуя, любить, молясь…, прося…, забывая о себе, т.е. любить всегда и всеми возможными способами. Быть невестой Христовой – это устремляться взглядом в Его очи, иметь мысли, проникнутые только Им, это войти во все Его радости и делить с Ним все Его горести. Быть плодовитой, «рождая» души для благодати и тем самым умножая усыновленных чад Отца, искупленных Христом.»

— Вы можете рассказать нам о самом обряде принесения торжественных обетов?

— Что касается обряда принесения торжественных обетов, то происходит это во время св. Мессы после литургии слова и проповеди. Предстоятель спрашивает приносящую вечные обеты сестру, хочет ли она следовать за Христом и Его Матерью в целомудрии, бедности и послушании, а она отвечает на все вопросы: «Хочу». Потом следует Литания ко всем святым, а «виновница» торжества в это время лежит, распростертая крестом перед алтарем (в монашеском хоре). Далее, вкладывая свои ладони в руки матери настоятельницы, посвящаемая приносит обеты Богу, произнося формулу согласно нашему уставу и конституциям, подписывает ее и отдает предстоятелю. Это обещание кладется на алтарь, а взамен после молитвы посвящения сестры, совершаемой епископом, ей с алтаря подается черный покров – символ посвящения Богу и смерти для мира. Настоятельница облачает сестру в черный покров и налагает на голову венок как знак невесты Христовой. Затем начинается Евхаристическая литургия, на подписанную сестрой формулу обетов кладется корпорал, на котором будет совершаться пресуществление . Вообще, монашеские обеты основаны на обетах крещения; они являются радикальным следованием за Христом Иисусом путем веры посредством послушания, путем надежды посредством бедности, путем любви посредством целомудрия.

— Однажды Вы признались, что по вечерам иногда поднимаетесь на башню Кармеля и наблюдаете за закатом солнца. Наверное, открывается неповторимо красочная панорама. Но, помимо башни, Вы никуда не выходите. Как бы Вы разъяснили современному человеку, любящему свободу, смысл жизни взаперти?

— У нас большой монастырь и достаточно обширный сад, где можно работать, отдыхать и прогуливаться. В этом году в нем образовался настоящий детский сад (смеется) из всяких пернатых братьев меньших… Я ухаживала за 5 афганскими дроздами, которых дословно вырастила…

Во всем остальном «мы умерли для мира, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге». По поводу затвора я сказала бы, что это как бы большая дарохранительница: сестры, как чаши или монстранции, внутри которых Иисус Христос. Ведь чаши и всю алтарную утварь используют только для литургии и ни для чего другого и хранят в отдельном шкафу в ризнице. Да и каждое крестное знамение – это тоже своего рода затвор, дабы Бог хранил нас, а мы сохраняли память о Нем.

— Как проходит день в Кармеле? Есть ли возможность поиграть на флейте или заняться чем-то по «собственному» желанию?

— По воскресеньям я, конечно же, могу почитать любимую книгу. Что касается игры на флейте, то это получается только на Пасху, Рождество и на другие большие торжества. Наш день начинается довольно рано: в 5:10 подъем, а в 5:40 мы с сестрами уже собираемся в часовне для молитвы, на которой беспрерывно пребываем 3 часа, если считать еще св. Мессу, начинающуюся в 8 часов и заканчивающуюся благодарением. После Мессы следует завтрак (мы в Кармеле вегетарианки). Затем все идем заниматься своей работой: кто на кухне, кто в саду, в прачечной, мастерской… и т.д. В 12 часов мы снова встречаемся на молитве. После обеда также равномерно чередуется молитва, работа и отдых. День у нас заканчивается в 22:30.

Как говорила св. Тереза Младенца Иисуса, «Кармель – это сердце Церкви», излучающее любовь на все члены Тела Христова. С таким ритмом жизни, в котором гармонично сочетаются молитва, работа и отдых, мы восемь раз в день встречаемся в хоре на молитве, и это как бы пульс, биение Сердца Христова, которое стучит так: «лю-блю… лю-блю… люб-лю…».

Очень красиво о монастыре говорит и бл. Елизавета: «В Кармеле везде можно найти Бога, здесь живут с Ним, в Нем и для Него. Здесь нет ничего другого, только Он, Он есть все, Его одного здесь достаточно». Когда ты постоянно живешь в Его присутствии, все становится «неустанной молитвой. Это как бы преддверье неба, знак вечной жизни, где живут только Богом. Наше самое главное занятие в Кармеле – «любить и молиться» и на всем оставлять «печать любви». Как Пресвятая Дева Мария в Назарете, которая все делала в Его присутствии, с Ним и для Него. Жизнь кармелитки – это неустанное пребывание с Богом. «Если бы Он не наполнял наших монастырей, наших келий, здесь была бы пустота». Но мы веруем, что наш Бог – Бог живый, и мы носим Его в себе, можно сказать, как «Богоносицы».

— Каков путь совершенства?

— Путь на г. Кармель – это путь узкий, тернистый, крестный путь очищения, необходимый для единения души с Богом. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» путем чистой веры, очищенной в испытаниях и горниле страданий. Когда входишь в процесс очищения, в осознание своей нищеты, слабости, малости, то все равно говоришь: «Люблю Его, только это могу: любить Его Его же любовью – это взаимообмен между Тем, Кто «Есть», и той, кто «не есть». Сказано, что «любовь питается жертвами», она, как «живое пламя огня», куда всегда надо подбрасывать дрова (жертвы), какие у тебя есть, чтобы огонь любви не погас. Это путь очищения, обнажения от всего чувственного и духовного, внешнего и внутреннего, земного и сверхъестественного, от всего, что «не есть Бог», «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А главная первая заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем (целиком, полностью) сердцем твоим…». И после такого очищения и обнажения душа преображается в своего Жениха, и тогда «крупица чистой любви у такой очищенной души становится более ценной пред Богом и приносит больше пользы Церкви, нежели все другие дела вместе взятые (св. Иоанн от Креста, П.Д., 29). Вот такой наш путь любви! Если кто-то хотел бы узнать побольше, приходите и, если услышите Его голос, не бойтесь сказать: «Вот я, Господи, Ты звал меня».

— Желанных высот Вам, и спасибо за уделенное нам время!

Беседовала М. Хлахулова