В Таллинн к католикам!

Даже если спросить таллиннца о том, где находится католическая церковь, велики шансы остаться без ответа. И это не смотря на то, что храм святых Петра и Павла находится в самом центре Старого города, в двух шагах от Ратушной площади на улице Вене.

Впрочем, увидать собор с улицы практически невозможно. Необходимо войти в уютный, засаженный цветами дворик, чтобы перед вами возник построенный в середине XIX века храм, посвященный Первоверховным апостолам. Впрочем, своими корнями история Католической Церкви в столице Эстонии уходит гораздо глубже, в Средневековье, и связанна она тесным образом с доминиканцами.

Согласно археологическим и историческим источникам, христианство начало проникать на территорию современной Эстонии еще в XI веке. Примерно в 1070 году архиепископ Бременский назначил эстам и финнам епископа. В начале XIII столетия территория современной Эстонии была завоёвана датскими и немецкими крестоносцами, за этим последовала христианизация эстов, в целом закончившаяся к 1227 году.

В самом Таллинне католики появились вместе с датским королем Вальдемаром в II в 1219 году. Он прибыл сюда с архиепископом Лундским Андреасом и епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами и многочисленным духовенством.

Спустя 10 лет сюда прибыли и доминиканцы. Обращу внимание, что произошло это спустя лишь 12 лет, после утверждения Устава Ордена. Братья проповедники основали монастырь в Верхнем городе (Тоомпеа), но вскоре покинули Таллинн, когда здесь развернулась война между датскими и немецкими воинами. Вернувшись в 1246, доминиканцы вновь поселились в Тоомпеа, а затем, в 1260 году, перебрались в Нижний город, где и основали монастырь и церковь святой Екатерины.

Вскоре в Таллинне появились и другие монашеские общины и величественные соборы. Сам город стал центром епархии, в состав которой входила Северная Эстония, резиденцией епископа стал красивейший Домский собор, некогда заложенный доминиканцами.

Доминиканский монастырь святой Екатерины, строительство которого длилось до начало XVI века, сыграл большую роль в развитии эстонского образования. Часть монахов выучила эстонский язык, монастырь занимался, как пишут в путеводителях, «улучшением эстонской словесности».

Монашеская жизнь в его стенах прекратилась в 1525 году, когда во время лютеранской реформации монахи были изгнаны из города, а их имущество конфисковано. Спустя несколько лет сильный пожар практически полностью уничтожил церковь святой Екатерины, а большая часть монастырских помещений с течением времени оказалась разрушена.

Сейчас из монастырского комплекса остались лишь небольшие помещения, принадлежащие разным организациям. Заглянуть в эти живописные руины просто интересно. Попасть в них легко. Между улицами Вена и Мюйривахе есть переулок, так называемый, Проход святой Екатерины (Катарина кяйк). Пусть вас не смущает обилие сложнопроизносимых названий. Найти эти улицы легко. Во-первых, это самый центр города – Латинский квартал. Во вторых, Катарина кяйк, расположенный вдоль южной стены бывшего доминиканского монастыря, считается одним из самых романтических мест города.

Пройти в него можно через узкую подворотню. Вы найдете ее легко – вокруг неё обилие кафешек и ресторанов с доминиканской символикой и монахами.

В Проходе святой Екатерины множество кафешек, художественных галерей, а на стене монастыря вывешены средневековые барельефы из католической церкви. Тут же можно попасть и в бывшие монастырские помещения. Сейчас эту часть монастыря занимает какой-то театр.

Улыбнувшись симпатичным девчушкам и кинув в их корзинку пожертвование в два евро, здесь, кроме театрального зала, сделанного на месте большого средневекового зала, можно увидеть монастырские галереи, обвешанные средневековыми барельефами и потрясающей красоты внутренний дворик – клуатр с фрагментами церковной стены и колодцем. Но это еще не все. Пройдя дальше по Катарина кяйк и свернув налево по Мюйривахе, можно увидеть небольшой действующий доминиканский монастырь. В его часовне служат Мессы, правда, все больше на эстонском, так что в него можно заглянуть, когда открыто.

Зайдя в ближайшую подворотню, можно, поднявшись по лесенке, очутиться в других помещениях бывшего монастыря. Здесь уже продают билеты. Билетерша, она же экскурсовод, отлично говорит по-русски и, взяв с вас три евро, с удовольствием расскажет про доминиканцев и Таллинн. Внимательно слушать ее не стоит, во всяком случае, в области истории Церкви и богословии она не сильна.  Впрочем, и этот музейчик Церкви не принадлежит.

Здесь можно заглянуть в помещения бывшей библиотеки, где вновь располагаются книги, прогуляться по галерее и заглянуть в помещение капитула. Кстати в одной из комнат бывшего монастыря совершают богослужения! Неизвестно как часто, но все что необходимо для совершения мессы в экстраординарной форме здесь старательно приготовлено.

В одном из залов расположен фрагмент барельефа. Экскурсовод сокрушалась, что сейчас не понять, кто на нем изображен: шут или инопланетянин. «Были бы на нем ботинки с бубенчиками – значит шут, были бы сапоги – инопланетянин», — сообщила она. Других вариантов трактовки образа не предполагалось.

Что интересно. Именно на территории бывшего доминиканского монастыря  и возродилась католическая жизнь Таллинна в 1799 году, после того как в середине XVI века город стал полностью лютеранским. Возвращению католиков в город способствовало то, что в 1710 году он вошел в состав многонациональной и многорелигиозной  Российской империи. Для богослужений таллиннские католики использовали бывшую трапезную доминиканского монастыря. Впрочем, вплоть до 1860 года пастырскую работу в приходе совершали доминиканцы.

К 1832 году приход насчитывал полторы тысячи человек, а бывшая трапезная вмещала от силы 300. В итоге было принято решение воздвигнуть новую церковь, строительство которой началось в 1841 году по проекту петербуржца Карло Росси. 26 декабря 1845 года храм был освящен во имя святых Апостолов Петра и Павла. Не смотря на то, что среди его прихожан были поляки, немцы и литовцы, в народе он получил название «польская церковь».

В 20-х годах прошлого века храм был перестроен, в том числе и его фасад, укрытый до той поры за стенами стоящего рядом дома. Алтарный образ в храме подарен королем Баварии Людвигом I и является копией с картины Гуидо Рении «Успение». Расположенные рядом с ней скульптурные изображения Первоверховных Апостолов, созданы петербуржцем Робертом Салеманном.

В 1918 году приход таллиннский приход вошел в состав рижской епархии, которую возглавил бывший настоятель петербургского прихода св. Станислава Эдуард О’Рурк.  Впрочем, в 1924 году Папа Пий XI учредил Апостольскую Администратору Эстонии, во главе с архиепископом Антонио Зеккини, SJ. Спустя шесть лет новым Апостольским Администратором стал настоятель таллиннского прихода свв. Петра и Павла Эдуарх Профитлих SJ, рукоположенный в этом же храме в сан епископа.

В 1941 году, ставший уже архиепископом, Апостольский Администратор был арестован советскими войсками по обвинению в шпионаже в пользу Германии и вывезен в Киров. Там ему  были предъявлены новые обвинения — в антисоветской агитации и содействии католическим церковнослужителям в выезде за границу. На одном из допросов архиеп. Эдуард  показал: «Во время моих проповедей я призывал к тому, чтобы не слушали безбожников, а думали про Церковь, каждый день, молясь о том, чтобы была религиозная свобода. Я не считаю, что это является пропагандой, это — правда». 21 ноября 1941года был приговорён к смертной казни. 22 февраля 1942 скончался в Кировской тюрьме до приведения приговора в исполнение.

В 2003 году в Санкт-Петербурге был начат процесс беатификации российских католических мучеников за веру XX века. В Риме он получил название: “Дело о беатификации или объявлении мучениками Архиепископа Эдуарда Профитлиха и 15 сподвижников”.

В советский период Католическая Церковь в Эстонии подвергалась репрессиям, были закрыты практически все храмы, многие священники прошли через тюрьмы и лагеря. Церковь свв. Апостолов Петра и Павла была одной из двух действующих католических в Эстонии. В течение долгих 35 лет в этом храме служил латвийский священник Микелис Крумпанс. В 1985 года в приходе стал служить эстонец Рейн Уонапуу, выпускник рижской семинарии.

В 1992 году Иоанн Павел II назначил Апостольского Администратора Эстонии, им стал Апостольский нунций в странах Балтии архиепископ Джусто Гарсиа. Спустя год и сам Папа прибыл в Таллинн и отслужил Мессу на Ратушной площади.

В 1996 году четыре года было возрождено доминиканское присутствие столице Эстонии.  Братья Проповедники не только возродили монашескую жизнь, но и вновь начали служить в храме свв. Петра и Павла.

В 2005 году Папа Иоанн Павел II назначил Апостольским Администратором Эстонии француза Филиппа Журдана. Его епископская хиротония состоялась в лютеранском соборе святого Олафа. Среди ее участников был и митрополит архиепархии Матери Божией в Москве Тадеуш Кондрусевич.  Церемония была торжественной и это не удивительно, т.к. с 1992 года  жизнью местной Католической Церкви последовательно руководили три апостольских нунция, резиденция которых находится в Вильнюсе.

Функции кафедрального собора исполняет церковь святых Петра и Павла в Таллинне. Викарием в нем служит о. Игорь Гаврильчик, некогда выпускник петербургского ЛИАПА.

Кстати, помимо храма свв. Петра и Павла и доминиканской часовни, в столице Эстонии есть монастырь святой Бригитты и греко-католический Приход Пресвятой Богородицы Троеручницы. Словом, католику есть где побывать и есть где помолиться в Таллинне. Тем более, что по воскресеньям в кафедральном соборе служится Месса на русском языке.

Михаил Фатеев