Tu Pontifex, firma es petra, et super petram hanc aedificata est Ecclesia Dei.
Pontifex, Tu Christi es Vicarius super terram…
(с) Гимн Ватикана
Ты Понтифик, прочный камень, на камне же этом поставлена Церковь Божия.
Понтифик, ты – Христа наместник на Земле… ( с лат.)
В первой статье о Ватикане мы познакомились с этим городом-государством, в общих чертах обсудили его особенности. После этого логично представить главу страны и видимого лидера Католической Церкви.
Ватикан – монархия теократическая, Церковь стоит «во главе угла». Папа управляет как самим государством, так и всеми католиками мира. Но откуда пошла эта власть? Когда появился термин «Папа»? И что вообще представляет собой последний абсолютный монарх Европы?
Ватикан не вписывается по своему государственному строю в ряд европейских монархий, где мы привыкли, что власть переходит от родителей к детям. Святой Престол – монархия выборная. Единственная возможная аналогия – далекая Малайзия, где монарха выбирают из нескольких областных правителей.
Папа Римский – особый монарх, сочетающий в себе три функции: суверен Святого Престола (уникальная юридическая персона в международном праве); римский епископ – глава РКЦ и высший ее иерарх; суверен города-государства Ватикан.
Ватикан независим лишь через светский суверенитет Святого Престола, подтвержденный и закрепленный в международном праве. Наличие независимой территории при этом совершенно не обязательно. Все дипломатические процессы осуществляются через Святой Престол, а не Ватикан.
Власть Папы в Церкви абсолютна. Это проистекает, по видимому, из декрета «Диктат Папы», который был издан в 1075 году (предполагается, что его автор – Григорий VІІ). В этом документе утверждаются многие права Понтифика, которые сохранились до наших дней, а именно: составлять и отменять законы, созывать Соборы, назначать и снимать церковных деятелей, осуществлять право помилования и отлучения, вершить суд, назначать легатов… И если уж Понтифик вынес решение или приговор, обжаловать его в светских судах невозможно (DP, 18. Никто не вправе изменить решения папы, пока он сам не внесет в него соответствующие изменения).
Также Папа следит за чистотой морали и вероучения, руководит миссионерами. Только Папа может провозглашать догматы веры ex cathedra (с амвона). Такие догматы обязательны для исполнения и непогрешимы. Однако сам Догмат о непогрешимости Папы был принят совсем недавно – лишь в 1869 году, на Первом Ватиканском Соборе, созванном Папой Пием ІX, правда, с уже упомянутой оговоркой «ex cathedra». Догмат закреплен в Апостольской Конституции «Pastor Aeternus» от 1870 года, однако воспользовался правом утвердить что-то с амвона пока лишь один Папа – Пий XІІ в 1950 году, когда провозгласил Догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии.
Только Папе подчиняются кардиналы, епископы и дипломаты-Нунции. А также 4 особых Папских Базилики в Риме: Собор св. Петра, Базилика св. Иоанна на Латеране – главный католический храм мира, где находится Кафедра св. Петра, римского епископа, а также Санта Мария Маджоре, где находится коронованная византийская икона «Салюс Попули Романи» — «Спасенье Римского Народа» и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (св. Павла За Стенами), где, как предполагается, захоронен сам Апостол Павел. Эти Базилики стали Папскими «с легкой руки» Бенедикта XVI в 2005 году, а до этого считались Патриаршими в честь четырех мировых Патриархов (Константинополя, Рима, Антиохии и Александрии). Храм Святого Лаврентия За Стенами всегда был резиденцией Патриарха Иерусалима, но никогда не был Папским храмом, поэтому и не имел соответствующих атрибутов – Папской Кафедры, Святых Дверей, папских исповедников и т.д.
Далее хотелось бы обратиться к истории папского института.
Первые данные о «папах» дают нам греческие источники, где этим словом называли всех епископов. С VII века титул давался уже только епископам Рима и Александрии. Про первых Пап известно крайне мало, многие из них умерли мученической смертью во время преследования христиан древним Римом. Поначалу даже не было конклава, а Папа утверждался «Божией милостью Императора». В 1059 году Папа Николай ІІ выдал декрет «In Nomine Domini», где право выбирать Понтифика получили только кардиналы-епископы. Сейчас, чтобы быть избранным Папой, нужно набрать на Конклаве 2/3 голосов + 1 голос. Но откуда это взялось? Эта традиция тоже уходит в давние времена, а именно в 1159 год, в Апостольскую Конституцию Папы Александра ІІІ. А сам Конклав ввел Папа Григорий X на Лионском Соборе.
Поначалу Понтифики находились под сильным влиянием монархов, но с течением времени все изменилось, и уже лишь Папа мог короновать, давать земли, созывать Крестовые Походы и провозглашать правителей святыми. В Средние Века Папа практически управлял Западной Европой. Здесь мы снова вспоминаем «Диктат Папы», в котором сказано, что лишь Понтифик может низлагать императора (DP, 12. Папа вправе низлагать императоров).
Сейчас Ватикан занимает площадь в 0,44 кв. км. А когда-то это была целая Папская Область, которая доходила до Флоренции на севере. Также Понтифик когда-то управлял и территориями Франции. Для обслуживания Папского двора существовали целые города, а на сбор урожая нанимали сезонных рабочих. К концу XІX века отношения между Святым Престолом и Королевством Италия серьезно обострились, что привело к так называемому «Римскому вопросу», который существовал с 1870 по 1929 годы. А началось все в 1861 году, когда страна наконец-то объединилась в единую монархию. Однако Рим долго сопротивлялся, и стал частью Королевства лишь в 1870 году. Правительство претендовало и на земли Папы. В ответ на это Понтифик заперся в Ватикане, объявил себя его «узником», и отказался признать Италию. Все упиралось в то, что Понтифик не хотел терять власть светскую, он хотел продолжать править не только в Церкви, но и среди простого народа, как любой другой монарх. Правительство же считало иначе… Конфликт затянулся еще на 59 лет, и был окончательно урегулирован с подписанием между Бенито Муссолини и кардиналом Пьером Гаспарри Латеранских Трактатов в 1929 году.
За две тысячи лет Папство прошло через многие шторма и бури религиозной и светской жизни, но выстояло. Вместе с Папством менялся и образ Понтифика – от гонимого лидера первых христиан и мученика до светского монарха Средних Веков и видимого главы РКЦ в наши дни, который несет Божье Откровение через годы, века и континенты. Папа – ниточка, которая напрямую связывает нас с Небом, с Богом, он как бы лестница между нашим миром, и верхним, горним. Он до сих пор глава государства, но он же – Глава Вселенской Церкви, избранный на Петрово Служение. Папа нуждается в нашей неустанной молитвенной поддержке, а Церковь полагается на его молитвы и его духовное водительство.
Анатолий Максимов